Во время просмотра многие задавались вопросом, почему чернобыльская трагедия так слабо и формально зафиксирована в нашей культуре. Даже как будто бы памятников на эту тему нет.
А они, как оказалось, есть — причем один из них воздвигли в Москве совсем недавно. Это работа скульптора Андрея Ковальчука со слоганом «Это была наша война и наша победа». Тут конечно сразу вопрос, зачем приравнивать к военной операции катастрофу, которая произошла в мирное время, в результате халатности, замалчивания и множества нарушений. Зато выбранная тональность вполне соответствует месту памятника — Поклонной горе, по соседству с творениями Зураба Церетели.
Ликвидаторов аварии олицетворяют четыре фигуры: инженер, военный, ученый и строитель. Скульптор Ковальчук создавал их по реальным фотографиям, и это вроде как должно сближать нас с трагедией и пробуждать эмпатию. Но в данном случае получается ровно наоборот. Потому что во всем остальном этот памятник необъективен.
С ним та же проблема, что и с большинством военных монументов в России. Он отражает героизм и мужество победителей — и они того заслуживают, спору нет, — но умалчивает о тех, кто не был в силах что-то изменить. О женах и детях пожарных и работников АЭС, о медсестрах, которые пытались облегчить последние дни тех, кто получил смертельную дозу радиации; о тысячах мирных жителей, которые в один момент потеряли дом, а многие еще и близких, о кошках и собаках, которых людям не разрешали брать с собой и отстреливали.
То, что все эти люди и звери выполняли пассивную роль, не должно делать их менее значимыми. Но пока об этом сумели достойно и внятно сказать только два автора. Писатель Светлана Алексиевич в «Чернобыльской молитве» и режиссер Йохан Ренк. А время для камня, видимо, еще не пришло.
Во время просмотра многие задавались вопросом, почему чернобыльская трагедия так слабо и формально зафиксирована в нашей культур
7 апреля 20217 апр 2021
4
1 мин