Как-то в одной из статей по поводу продажи предприятием «Татра-юг» (Украина) трамваев собственного производства в Египет, было сказано, что это первый случай поставки трамвайных вагонов с территории бывшего СССР в дальнее зарубежье.
Однако в данном материале будет сделано одно дополнение. Речь шла о пассажирских вагонах, только изготовленных на заводе, и поставленных в реальную эксплуатацию. В истории нашей страны уже был уникальный случай, когда трамвай отечественного производства отправился за ее пределы. Правда речь в данном случае идет не о новом вагоне, а о музейном трамвае.
7 января 1987 года советский генконсул в США торжественно передал трамвайный вагон модели Ф под названием «трамвай Желания Мира» мэру Сан-Франциско. А отправился трамвай в США из города Орел.
В Орле трамвай имел бортовой номер 106. Построен он был в 1922 году в Коломне по образцу модели 1912 года (имеется альтернативная версия, что трамвай был построен в 1912 году, а год выпуска изменили, так как американцы искали трамвай постройки именно советского времени). С момента изготовления и до начала 1950-х годов работал в Москве, с начала 1950-х годов по 1966 год эксплуатировался в Орле как пассажирский. С 1966 по 1983 годы работал в Орле в качестве служебного. Перед передачей в США вагон был реконструирован силами орловского трамвайного депо.
Вероятно, в Москве данный трамвай имел трехзначный номер, возможно 500-й серии, пассажирский номер в Орле не известен, номер 106 был присвоен, когда трамвай работал в качестве служебного. В 1983 году, в честь 85-летия орловского трамвая вагон Ф был отреставрирован как музейный с присвоением номера 85 и установлен в качестве памятника возле трамвайного депо. В течение 1985 – 1986 годов вагон был снят с постамента и была проведена его реставрация, при этом был возвращен номер 106. В 1986 году он отправился своим ходом из депо до железнодорожной станции в Орле, где его погрузили на платформу и он был доставлен в порт для погрузки на морской корабль. Морем он попал в США. В Сан-Франциско трамвай сохранил бортовой номер 106. В США трамвай прошел небольшую адаптацию под местные требования, включая изменение ширины колесных пар, так как колея в Сан-Франциско отличная от отечественной 1524 мм и стал работать на трамвайном маршруте F . С 1994 года в Сан-Франциско вагон больше не возит пассажиров, а находится в музее.
Канал «ПАНТОГРАФ». Фото из открытого доступа сети «Интернет».
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ОБРАТИЛ ВНИМАНИЕ НА ПЕРЕПЕЧАТКУ МАТЕРИАЛОВ КАНАЛА В НЕКОТОРЫХ ГРУППАХ СОЦСЕТИ ВК БЕЗ ССЫЛКИ И ДАЖЕ УКАЗАНИЯ АВТОРСТВА. КАК МИНИМУМ ПРОШУ ПРИ ПЕРЕПЕЧАТКЕ УКАЗЫВАТЬ АВТОРА!
Другие материалы канала по теме городского транспорта:
Единственные коломенские трамваи-«гармошки»
Неизвестная ранее информация в Рунете. Автобус-дирижабль
Немного архивных фотографий орловского трамвая