Найти тему
Армения-Россия

Contra spem spero или Как не потерять надежду

Композитор Софа Азнаурян
Композитор Софа Азнаурян
Первая исполнительница и автор либретто монооперы "Надежда" Маргарита Овсепян
Первая исполнительница и автор либретто монооперы "Надежда" Маргарита Овсепян

У Зинаиды Гиппиус есть любопытная новелла "Вымысел"(1906 г.)
с несколько мистическим сюжетом. Но именно ее и выбрала замечательная певица и педагог Маргарита Овсепян для создания либретто будущей монооперы.
"Надежда" - так назвали свое детище композитор Софа Азнаурян и автор либретто и исполнительница, для которой, собственно, и была написана эта моноопера, Маргарита Овсепян.
Творческий союз М.Овсепян-С.Азнаурян существует давно. Маргарита Овсепян, в творческом арсенале которой много интересных музыкальных композиций, программ с русскими и армянскими романсами и песнями, часто включает в свой репертуар вокальные произведения Софы Азнаурян. В свою очередь, С.Азнаурян специально для М.Овсепян написала Вокальный цикл на стихи Комитаса, и вот теперь - моноопера "Надежда", которая в результате успешного творческого содружества двух интересных личностей сумела подняться на уровень яркого художественного явления в культурной жизни Еревана. А посему хочется надеяться, что несколько подзабытый в Армении жанр монооперы с ее остропсихологической драматургией вновь обретет жизнь и стимул к своему дальнейшему существованию.
Как же возникла идея создания "Надежды"?
Маргарите Овсепян, кроме романсов и песен армянских и русских композиторов, очень хотелось иметь в своем репертуаре монооперу,
а для этого нужно было подыскать подходящий сюжет. Певица стала перечитывать известные произведения, в частности, сборник "Русская новелла ХХ века", куда входили рассказы Чехова, Андреева, Брюсова, Бунина, Гумилева...Но наиболее подходящим произведением, по мнению Маргариты Овсепян, стал "Вымысел" З.Гиппиус - новелла, которая и послужила литературной основой для создания либретто будущей монооперы.
Гиппиусовский "Вымысел" утверждает мысль о том, что человек, утративший способность изменить свою судьбу усилием воли, навсегда теряет надежду на лучшее будущее. А вместе с потерей надежды и пропадает интерес к жизни. Написанная на основе этой новеллы моноопера "Надежда" С.Азнаурян-М.Овсепян представляет собой сокрушающей силы монолог - своеобразную исповедь отчаявшейся героини оперы - графини Ивонны де Сюзор - перед невидимым зрителю собеседником - ее любимым человеком, которому она поверяет свою страшную тайну. Ею совершена непоправимая ошибка - она потеряла незнание. Узнав у прорицателя свою Судьбу от начала до самого последнего мига и потеряв надежду на ее изменение, она теперь мечтает о смерти как об избавлении.
Музыка монооперы "Надежда" - яркая в своей загадочности, чутко откликающаяся на все перипетии настроения героини, заслуживает самого серьезного внимания музыковедов. Объясняя свое желание работать над монооперой именно с композитором С.Азнаурян Маргарита Овсепян сказала: "В музыке Софы меня привлекает серьезное осмысление того, о чем она пишет, осмысление художественного текста, яркое раскрытие литературного образа. И в результате получается удивительный синтез слова и музыки. Проникая в суть литературного произведения, Софа Азнаурян в то же время умеет, как композитор, сохранить свою индивидуальность, присущий ей гармоничный язык, индивидуальное музыкальное мышление. Из года в год она совершенствует свое мастерство, тщательно работает над музыкально-драматургической формой, что отлично ей удается! Поэтому произведения С.Азнаурян всегда интересно и хочется исполнять".
Автору этих строк не раз доводилось слушать Маргариту Овсепян как
исполнительницу русских и армянских романсов, восхищаться чистотой и прозрачным звучанием ее очень красивого голоса. Но в "Надежде" ее талант заблистал новыми неожиданными гранями. Здесь она создает образ мятущейся женщины, которая чувствует свою близкую гибель и, как это ни странно, призывает ее как свое единственное спасение. На создание этого незабываемого образа направлено все: и красивый голос певицы, и ее всепокоряющая артистичность, и выразительная пластика, и умение подчинить все пространство сцены свободному выплеску бьющих через край эмоций. "Ее редкой красоты колоратурное сопрано, пленяя удивительными верхними диапазонами, гармонично сочеталось с искренностью и непосредственностью душевных переживаний ее героини", - эти слова Софы Азнаурян о певице Маргарите Овсепян в полной мере дали понять, почему композитор С. Азнаурян не пишет балетов: во главу угла она ставит живой человеческий голос, звучащий свободно, легко преодолевая все технические трудности.
Небывалый успех "Надежды" был очевиден. Но хочется, чтобы это интереснейшее музыкальное произведение стало достоянием гораздо большего числа специалистов и любителей современной музыки.
https://www.youtube.com/watch?v=EcLZGHXD5no - здесь можно послушать монооперу "Надежда" в исполнении М.Овсепян после вступительного слова ведущей(1,11)
P S. Сравнительно недавно среди опусов композитора Софы Азнаурян
появилась еще одна моноопера -- "Армения", вдохновленная посвященными Армении стихами выдающегося российского поэта Осипа Мандельштама и воспоминаниями Надежды Мандельштам!
Монооперу "Армения" можно послушать здесь - https://www.youtube.com/watch?v=dCuq19xMqFM (начало монооперы после вступительного слова на 1,10 мин.)