Найти тему
clastat

Нетрадиционные памятники войны города Курска

Куряне свято чтут память погибших в Великой Отечественной войне воинов и мирных жителей - Курск был в оккупации пятнадцать месяцев.

Памятников у нас много. Но я хочу рассказать о нетрадиционных памятниках войны. Сомневаюсь, что подобные есть в других городах.

Брат моей бабушки (двоюродный дед?), преподаватель русского языка и литературы, к началу войны был уже пожилым человеком. Поэтому не воевал, а жил в оккупированном городе; и с тщательностью "словесника" вёл дневник. Там есть сведения, о которых мало кто знает. Читать эти воспоминания больно и страшно. Немцы наступали стремительно. Курск фашисты начали бомбить уже в августе 1941-го года.

Бои за город начались 2 ноября 1941-го года в районе кирпично-трепельного комбината (тогда это была окраина Курска). И это примерно то место, где сейчас находится новый микрорайон, расположены Триумфальная арка, храм Георгия Победоносца и Аллея Славы.

Железнодорожники станции Курск-1 оказывали большую помощь нашим войскам - они оборудовали два бронепоезда, из которых обстреливали войска противника на их подходе, а потом при нашем наступлении.

Бои за Курск носили ожесточённый характер и часто переходили в рукопашные схватки. Но в общем, всё было очень печально. И к вечеру 3 ноября 1941-го года поступил приказ Курск оставить.

Здание школы-интерната №5 по улице Мирная.
Здание школы-интерната №5 по улице Мирная.

Дело в том, что Красная Армия на первых порах терпела сокрушительное поражение - в дневнике деда каждый день скрупулёзно перечисляются сданные русские города. К Курску отступила дивизия, в которой было всего 800 человек. На помощь потрёпанным в предыдущих сражениях нашим частям пришли партизаны (их было великое множество в нашей местности) и население Курской области, а также добровольцы из соседних областей Украины и России. И иногда (по воспоминаниям деда) они были вооружены лучше кадровых военных. В это время только по Курску было создано четыре полка народного ополчения, в которые вошло 11 тысяч человек (из газеты "Курская правда" за 1941-й год). Так что отступали наши войска уже опять укомплектованными. Но всё же отступали. А для оставшихся жителей, в основном стариков, детей и женщин, началась пятнадцатимесячная оккупация.

Вот скромный памятник на проспекте Карла Маркса в районе "Тропинки". По-моему, на нём даже нет надписи. Но мы-то, жители, знаем: это памятник убитым и умершим от голода во время оккупации Курска "сапоговским" больным. Но подробно я об этой жуткой истории узнала только из записок деда. У нас под Курском в посёлке Сапогово есть психиатрическая лечебница. Во время наступления немцев её медицинский персонал бросил своих подопечных на произвол судьбы, да ещё прихватили с собой продуктовые талоны, положенные на всех. "Война всё спишет". Дед пишет: "Жуткую картину представляла в то время дорога из Курска в Сапогово, особенно в ночное время. Рычащие, оголодавшие собаки дрались в овраге над трупами умерших от голода. Такие же голодные и потерявшие человеческий облик оставшиеся пациенты бродили по территории больницы в поисках пищи. Некоторые из них выходили на дорогу и нападали на прохожих, отбирая продукты". К приходу немцев там оставалось около тысячи человек. Судьба их, как понимаете, была трагична: фашисты даже пуль на них тратить не стали - накормили, отравили и сбросили в ближайший овраг.

7 февраля 1943-го года 322-я стрелковая дивизия под командованием подполковника С.Н. Перекальского первой вступила в Курск, и с другими подоспевшими нашими войсками полностью очистила город от врага за один день. История повторилась. Тут надо заметить, что фашисты захватывали Курск по ровной дороге (поэтому, кстати, все орудия на Аллее Славы направлены на север). А вот нашим войскам пришлось атаковать со стороны реки Тускарь и горы. А я уже писала, что Курск издревле недоступный с востока город. Сколько при штурме полегло людей, одному богу известно.

Тогда на улице Ямская гора (теперь улица Перекальского, начинающаяся от одноимённой площади) подполковник С.Н. Перекальский был смертельно ранен и похоронен у нас на Никитском кладбище.

Никитское кладбище города Курска. Бюст подполковнику С.Н.Перекальскому.
Никитское кладбище города Курска. Бюст подполковнику С.Н.Перекальскому.

Не дожил до освобождения Курска и мой двоюродный дед. Умер он от голода, потому что не пошёл работать на немцев, хотя мог бы - немецкий язык он знал в совершенстве. Немецкая комендатура предлагала ему "работать по специальности": учить русских "киндер" разговорному немецкому. Германцы считали, что "рабы"(то есть, мы) должны хоть немного знать язык "хозяев". Вообще, немцы собирались в России задержаться надолго - была целая программа по освобождению (от нас, русских) и освоению славянских территорий. Дочь деда, девочку пятнадцати лет, угнали в Германию. Но это совсем другая, тоже очень грустная история.

Есть в Курске ещё один странный, толерантный памятный знак: "Военнопленным - жертвам 2-й Мировой войны", в том числе венграм и немцам, погибшим под Курском. Не знаю, правильно ли это, но он есть.

Есть у нас в Курске экскурсии на Южный и Северный фас Курской дуги, на Прохоровское поле, где было крупнейшее танковое сражение ВОВ. Так что тем, кто интересуется историей войны, будет что посмотреть. Всем известно, что Курск - город воинской славы.

Но не только боевой, а ещё и память о большой трагедии и героизме простых людей. И об этом забывать тоже не стоит.