Всех приветствую.
Мне, как экскурсоводу, всегда нравились маленькие городские скульптуры. Каким- то чудным образом, будучи небольшими, они приковывают к себе внимание, рассказывают свои истории, совсем не коротенькие, с глубоким смыслом.
В Самаре я очень люблю кошку на батарее, разместившуюся на стене проходной Самарской ГРЭС (считается одной из самых старейших в нашей стране). О ней я обязательно расскажу в следующий раз.
А сейчас поделюсь впечатлением о «Петербургском ангеле», который приземлился в Измайловском саду.
Эта скульптура в высоту всего 70 см. Милый, добрый старичок с книжкой, в потёртом пальто и видавшей виды шляпе, с зонтиком. Аккуратненько примостился на скамеечке, видимо перед этим поинтересовался: не помешает ли кому?
Он читает книжку и про себя улыбается. Всё очень трогательно, немного печально. Как-то сама собой рисуется история старого, ещё ленинградского интеллигента.
Короче, очень захотелось узнать об этой скульптуре.
Автор Роман Шустров.
Он так описывает своё произведение:
«Скульптура «Петербургский ангел» посвящена старикам из моего ленинградского детства, носителям особенной душевной культуры и интеллигентности. Эти старики, пережив все невзгоды первой половины 20-го века (гражданскую войну, голод, сталинские репрессии, блокаду, потерю родных и друзей), сохранили в себе оптимизм. Они восстанавливали наш город из руин.
Это удивительное поколение, пройдя через невероятные испытания выпавшего на их долю сурового времени, приобрело мудрость, свойственную возрасту, но каким-то чудом сохранило юношескую непосредственность, жизнерадостность и живой интерес к людям.
К сожалению, этот образ почти исчез из нашей жизни. Но детство каждого из нас было украшено встречами с этими добрыми стариками».
Вот так…
А ведь это целое поколение людей чистых, целостных, интеллигентных, простых в своих материальных запросах. Но сколько души в лице читающего старичка, его фигуре, скромно присевшей на скамеечку.
У меня создаётся ощущение, что у него главная жизнь – та, что в книжке.
И ещё почему-то вериться, что он, будучи ангелом, читает в этой своей книжке о нашем будущем.
И оно ему нравится.
Ангел присел на скамейку,
Где он при жизни сидел
И целыми днями в аллейку
С доброй улыбкой глядел.
Все здесь знакомо до боли,
Но изменился он сам,
Нету нужды в валидоле,
Чтоб принимать по часам.
Да и часы бесполезны
В жизни его не земной,
Он теперь – Ангел небесный,
Крылья растут за спиной.
Та же потертая шляпа
И не по росту пальто,
Но не смочить! И заплакал
Дождик с досады альтом.
Ангел по старой привычке
Зонтик раскрыл над собой,
И собрались к нему птички
Шумной, крылатой гурьбой.
«Ангел, спасибо, что хлебом
Нас ты так щедро кормил!
И полетели на небо,
Ты ведь уже не бескрыл!»
«Я посижу на дорожку
И почитаю чуть-чуть
Книгу здесь в парке немножко,
Вспомнить былое хочу!»
С Ангелом птицы простились.
Он свою книжку достал.
Сами страницы открылись
Там, где при жизни листал.
Даже не глядя на строчки,
Ангел прочел наизусть,
Что говорили листочки
Людям про радость и грусть.
Тот, кто над дедом смеялся,
Света не видя совсем,
С дедушкой нынче остался,
С Ангелом рядом присел.
И приоткрыл свою душу
Первый, за ним и второй.
Ангел все слушал и слушал,
Только вздыхая порой.
И в той знакомой аллейке
Не затихают шаги.
Ангел сидит на скамейке,
Людям читает стихи.
Наталья Хмелевская
Как водится, прообразами ангела были реальные люди.
К собирательному образу «Петербургского ангела» Шустров причисляет и себя, и своих родителей, и бабушку:
«Мама и бабушка перенесли блокаду. Бабушка, конструктор одежды, работала после войны в легендарном ателье «Смерть мужьям». Во время войны бабушка обшивала жён высоких чинов — пайки давали чуть побольше, и это спасло жизнь моим близким. А мама, танцовщица Театра Музкомедии, во время блокады, ещё юной девочкой, выступала с хореографической бригадой в госпиталях — они поднимали дух раненым бойцам. Сколько себя помню, мама всех гостей усаживала за стол, кормила обильно, холодильник был по возможности набит продуктами, вот такое ленинградское гостеприимство. Мой ангел артистичный. В нём есть черты и моего отца, певца ансамбля песни и пляски, и моего старшего брата Александра Шустрова, артиста пантомимы, учившегося у Марселя Марсо в 60-е... Наверное, не случайно ангел и поселился около театра».
Интересные факты и приметы связанные со скульптурой :
Измайловский сад во время блокады люди, чтобы избежать голодной смерти, использовали для посадки овощных культур, но в 1943 г. снова восстановили для концертных мероприятий.
Добродушный петербургский старичок с крыльями стал городской легендой, по преданию которой искренне загадываемые желания сбываются.
Туристы и местные жители, проходя мимо скамейки хранителя сада, кладут ему на колени монетки. Одни – верят, что это привлечет удачу, для других – этот обычай символизирует милосердие и благородство, дань ушедшему поколению, стойко боровшемуся за родной город.
По примете, если попросить у ангела помощи, то в скором времени фортуна улыбнется и желания исполнятся.
Студенты и школьники дотрагиваются до открытой книги, чтобы хорошо учиться и сдавать экзамены.
Традицией стало потирание его щек и носа. Прикоснувшиеся к ангелу посетители верят, что этот жест принесет счастье.
Касание зонта уладит жилищные проблемы.
Чтобы найти или сохранить любовь – трогают крылья ангела, укрепить дружбу – руки.
Старшее поколение приходит посидеть на скамейке рядом с другом и помолчать о своем.
В Санкт-Петербурге от станции метро «Технологический институт» дойдите до набережной реки Фонтанки (10 минут), поверните налево и идите 300 метров до входа в Измайловский сад. Петербургский ангел поможет.
У любой скульптуры есть душа, это не только экскурсионный объект.
Раскройте и Вы свою душу, глядя вокруг. Подписывайтесь на мой канал.
Оставьте комментарий. Мне важно ваше мнение.