Вернемся к вопросу о KPI's.
Недавний разговор с моим старым другом, сейчас руководителем отдела закупок с компании системном интеграторе, подтолкнуло на одну мысль.
Сегодня я расскажу о трех разных подходах к постановке KPI для отдела закупок.
1️⃣ сквозные;
2️⃣ уникальные;
3️⃣ смешанные.
Все три подхода к этому вопросу работающие и имеют право на существование.
А теперь, чуть подробнее:
🔹1. сквозные KPI's
Это когда цели транслируются свыше определенной поправкой на вид деятельности функций (продаж, закупок, сервиса и т.д.)
Предположим, руководитель компании получает от собственников некие цели, например, увеличение прибыли на 30% за год.
Директор проводит анализ, как достичь этой цели, и решает, что для этого необходимо увеличение продаж на 20%, что транслируется коммерческому директору в KPI, и сокращению затрат на 5%, а это транслируется начальнику отдела закупок в его KPI.
В свою очередь, начальник отдела закупок ставит цели, например об экономии бюджета закупок на какой-то %, в адрес менеджеров по закупкам.
На мой взгляд, работает это классно! Каждый понимает свои задачи, свою долю ответственности и все замотивированы на выполнение задач. ☝🏻Основной минус такой схемы - готовность руководства запустить такую цепочку целей и, по сути, передать часть ответственности на места.
Кстати, "экономию" вообще можно считать по разному, например:
- экономия от бюджета;
- от действующих цен;
- от первоначальных цен и т.д.
Что интересно, сам KPI - экономия я вообще встречаю крайне редко у компаний малого и среднего бизнеса. Скорее это прерогатива крупных компаний.
По моим оценкам, в малом бизнесе в регионах KPI используют менее 10% компаний. Если и встречаются KPI, то это про оборачиваемость, наличие на складе, работу с неликвидами. И всё это очень правильно, но недостаточно.
Ведь и самое название - Ключевые показатели эффективности, это же про эффективность.
Но, удивительно, далеко не все компании готовы это внедрять.
Привыкли работать без этого, а перестроиться, руки не доходят.
Здесь речь идет об уровне развития внутренней структуры компании в первую очередь. Этого уровня нужно достичь, но, я не ошибусь, если скажу, что не все компании в принципе имеют такие устремления.
Этим же нужно целенаправленно заниматься и научиться, где-то получить информацию как это делать. В общем, голова у руководства болит о другом.
⚠️Поэтому к такому варианту постановки KPI's готовы не все компании.
✅Это подойдет тем компаниям, которые целенаправленно занимаются развитием внутренней структуры и бизнес-процессов, имеют KPI у руководителей и готовы ввести KPI для закупщиков.
Лично мне такой подход очень нравится, потому как выполнение целей руководителя напрямую зависит от выполнения целей его подчиненными разных уровней.
А что вы думаете о сквозных KPI?
Готовы их внедрять у себя в компании?