Найти тему

Сквозные KPI в компании. Стоит снедрять или нет?

Вернемся к вопросу о KPI's.

Недавний разговор с моим старым другом, сейчас руководителем отдела закупок с компании системном интеграторе, подтолкнуло на одну мысль.

Сегодня я расскажу о трех разных подходах к постановке KPI для отдела закупок.

1️⃣ сквозные;

2️⃣ уникальные;

3️⃣ смешанные.

Все три подхода к этому вопросу работающие и имеют право на существование.

А теперь, чуть подробнее:

🔹1. сквозные KPI's

Это когда цели транслируются свыше определенной поправкой на вид деятельности функций (продаж, закупок, сервиса и т.д.)

Предположим, руководитель компании получает от собственников некие цели, например, увеличение прибыли на 30% за год.

Директор проводит анализ, как достичь этой цели, и решает, что для этого необходимо увеличение продаж на 20%, что транслируется коммерческому директору в KPI, и сокращению затрат на 5%, а это транслируется начальнику отдела закупок в его KPI.

В свою очередь, начальник отдела закупок ставит цели, например об экономии бюджета закупок на какой-то %, в адрес менеджеров по закупкам.

На мой взгляд, работает это классно! Каждый понимает свои задачи, свою долю ответственности и все замотивированы на выполнение задач. ☝🏻Основной минус такой схемы - готовность руководства запустить такую цепочку целей и, по сути, передать часть ответственности на места.

-2

Кстати, "экономию" вообще можно считать по разному, например:

  • экономия от бюджета;
  • от действующих цен;
  • от первоначальных цен и т.д.

Что интересно, сам KPI - экономия я вообще встречаю крайне редко у компаний малого и среднего бизнеса. Скорее это прерогатива крупных компаний.

По моим оценкам, в малом бизнесе в регионах KPI используют менее 10% компаний. Если и встречаются KPI, то это про оборачиваемость, наличие на складе, работу с неликвидами. И всё это очень правильно, но недостаточно.

Ведь и самое название - Ключевые показатели эффективности, это же про эффективность.

Но, удивительно, далеко не все компании готовы это внедрять.

Привыкли работать без этого, а перестроиться, руки не доходят.

Здесь речь идет об уровне развития внутренней структуры компании в первую очередь. Этого уровня нужно достичь, но, я не ошибусь, если скажу, что не все компании в принципе имеют такие устремления.

Этим же нужно целенаправленно заниматься и научиться, где-то получить информацию как это делать. В общем, голова у руководства болит о другом.

⚠️Поэтому к такому варианту постановки KPI's готовы не все компании.

✅Это подойдет тем компаниям, которые целенаправленно занимаются развитием внутренней структуры и бизнес-процессов, имеют KPI у руководителей и готовы ввести KPI для закупщиков.

Лично мне такой подход очень нравится, потому как выполнение целей руководителя напрямую зависит от выполнения целей его подчиненными разных уровней.

А что вы думаете о сквозных KPI?

Готовы их внедрять у себя в компании?