Найти тему
Горы. Камни. Люди

Пять художников, очарованных Уралом

Оглавление

Уральские горы уже не одну сотню лет неизменно вдохновляют людей с творческой жилкой на создание настоящих произведений искусства. В наши дни художественные галереи, #музеи и просторы Интернета буквально переполнены рисунками, картинами, фотографиями и видеороликами, на которых запечатлены едва ли не все, даже самые потаённые, уголки Урала. Немного иначе дело обстояло в конце XIX века, когда богемная жизнь бурлила прежде всего в Санкт-Петербурге, а Пермь и Екатеринбург, не говоря уж о Челябинске или Уфе, были самыми настоящими задворками Российской Империи. Далеко не каждый именитый художник готов был отправиться в такую даль на этюды, а местные самородки, которых на Урале всегда хватало, в большинстве своём так и не смогли снискать известности, достаточной для того, чтобы их #произведения дошли до наших дней. В этой статье я хочу познакомить вас с работами пяти художников, которые с удовольствием изображали Уральские горы на своих полотнах в последние десятилетия перед крахом Российской Империи.

1. Борис Смирнов

Рисунок Бориса Смирнова "Поезд в горах Урала. Район Златоуста". 1904 год. По материалам из открытых источников
Рисунок Бориса Смирнова "Поезд в горах Урала. Район Златоуста". 1904 год. По материалам из открытых источников

Борис Васильевич Смирнов – самый молодой #художник в этом списке. Он родился в 1881 году довольно далеко от Уральских гор – во Владикавказе. Смирнов учился живописи сначала в художественной школе в Киеве, а затем в Академии художеств в Санкт-Петербурге. После окончания учёбы молодой художник немало путешествовал по России. В 1903 году он принял участие в экспедиции Императорского Русского географического общества в Среднюю Азию, а когда в 1904 году началась Русско-японская война, отправился на фронт добровольцем. Во время своих путешествий Борис Смирнов не только вёл путевые дневники, но и, конечно же, много рисовал – карандашом, мелом, акварелью. География пейзажей, запечатлённых в его работах, крайне широка – от Украины до Дальнего Востока, от Пскова до Туркестана. В альбомы художника попали и несколько видов Уральских гор. Так как Урал Борис Васильевич пересекал на поезде, изобразил он в основном таёжные пейзажи в предгорьях за Уфой и на перевалах под Златоустом.

Борис Смирнов оставил после себя большое творческое #наследие . Его #картины ныне экспонируются в более чем пятидесяти музеях России и стран бывшего СССР, в том числе в Третьяковской галерее и Русском музее. Значительный интерес представляют и его воспоминания о знаменитых коллегах-современниках, с которыми он был знаком. В их числе были, к примеру, Константин Коровин, Илья Репин и Валентин Серов. Ну а работы художника, на которых запечатлены уральские пейзажи, ныне хранятся в фондах Новосибирского государственного краеведческого музея.

2. Аполлинарий Васнецов

Картина Аполлинария Васнецова "Кама". 1895 год. По материалам из открытых источников
Картина Аполлинария Васнецова "Кама". 1895 год. По материалам из открытых источников

Аполлинарий Михайлович Васнецов – тоже не совсем уроженец Урала. Родился и вырос он по соседству с горной страной, в Вятской губернии. В отличие от своего прославленного старшего брата, Виктора Васнецова, систематического художественного образования Аполлинарий не получил, хотя обладал недюжинным талантом. В своё время он имел возможность поступить в Академию художеств, но вместо этого ударился в модное тогда народничество, сдал экзамен на звание народного учителя и стал преподавать в одной из земских школ родной Вятской губернии.

С "хождением в народ" у Васнецова в итоге как-то не сложилось. Спустя несколько лет он вернулся в Москву и полностью посвятил себя живописи. Художник много путешествовал по Российской Империи, несколько раз совершал поездки по Европе. Виды Уральских гор художник писал преимущественно в 1890-х годах, в период своего творческого расцвета. Именно последним десятилетием XIX века датируются большинство его работ, а также многочисленные декорации, над которыми он работал для постановок Мариинского и Большого театра.

При советской власти художник уже не создавал новых произведений, хотя скончался лишь в 1933 году. Примечательно, что за несколько лет до смерти престарелый Аполлинарий Васнецов стал единственным художником, осмелившимся публично выступить против сноса храма Христа Спасителя в Москве.

3. Пётр Верещагин

Картина из серии видов реки Чусовой, написанная Петром Верещагиным в 1877 году. Работа называется "Камень Красный"
Картина из серии видов реки Чусовой, написанная Петром Верещагиным в 1877 году. Работа называется "Камень Красный"

Не стоит путать Петра Петровича Верещагина со знаменитым баталистом Василием Васильевичем Верещагиным. Эти #художники даже не были знакомы, а уж тем более не состояли в родстве. Пётр Верещагин родился в 1834 году в Перми. Семья будущего мастера была творческая: отец был живописцем-ремесленником, а дед – уважаемым иконописцем. Пётр поддержал семейную традицию, равно как и его младшие братья Василий и Митрофан, в 1858 году поступив в столичную Академию художеств.

Завершив обучение, художник много путешествовал. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов Пётр Верещагин прошёл вместе с русскими войсками от Бухареста до Константинополя, запечатлев балканские #пейзажи и отдельные эпизоды боёв. Впоследствии на основе набросков, сделанных во время войны, он создал несколько батальных панорам, из которых наибольшую известность получила "Бомбардировка крепости Рущук". Часто художник возвращался и в родную Пермскую губернию, где с удовольствием писал уральские пейзажи.

Петра Петровича Верещагина по праву считают первым художником-пейзажистом Среднего Урала – одних только полотен с видами знаменитых скал-бойцов на реке Чусовой он написал не менее тридцати. К сожалению, #мастер прожил сравнительно короткую жизнь – он умер, когда ему было всего 52 года.

4. Владимир Казанцев

Картина незаслуженно забытого Владимира Казанцева "На Урале". 1888 год. По материалам из открытых источников
Картина незаслуженно забытого Владимира Казанцева "На Урале". 1888 год. По материалам из открытых источников

Владимир Гаврилович Казанцев – ещё один художник, который родился на Урале, а не оказался там случайно, проездом или на этюдах. Его отец был известным в Екатеринбурге купцом и золотопромышленником – в своё время он даже занимал должность городского головы.

По молодости #живопись Казанцева решительно не интересовала. Окончив гимназию, он поступил в Московский университет на юридический факультет, после чего более десяти лет работал по специальности – сначала в Перми, а потом в Екатеринбурге. Правда, на этом поприще он не преуспел, зато в 1879 году вместе с младшим братом основал первый на Урале любительский драматический театр. Там Казанцев впервые попробовал себя в качестве художника-оформителя. Это занятие настолько его увлекло, что на следующий год он бросил службу и поступил в Академию художеств. Примечательно, что после её окончания он не остался в столице, а возвратился в Екатеринбург.

Владимира Гавриловича Казанцева принято считать первым профессиональным художником Екатеринбурга. Его работы неоднократно экспонировались на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке. Одно из его полотен даже было удостоено золотой медали Уральского общества любителей естествознания. К сожалению, в наши дни #творчество Казанцева незаслуженно забыто.

5. Алексей Денисов-Уральский

Небольшая картина Денисова-Уральского, написанная акварелью в 1910 году. Называется она просто – "Урал". По материалам из открытых источников
Небольшая картина Денисова-Уральского, написанная акварелью в 1910 году. Называется она просто – "Урал". По материалам из открытых источников

Двойная фамилия этого художника говорит сама за себя. Алексей Кузьмич Денисов родился в Екатеринбурге в 1864 году в семье потомственного резчика по камню. С самого детства, вдохновлённый примером отца, он осваивал тонкости камнерезного дела. Когда ему было всего 18 лет, его работы уже дебютировали на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве. Но стезя простого резчика по камню не устраивала молодого мастера. В конце 1880-х годов он отправился в Санкт-Петербург, где увлёкся живописью и поступил в Рисовальную школу при Императорском обществе поощрения художеств.

В 1900 году в Екатеринбурге прошла первая персональная выставка Алексея Денисова, имевшая успех. После неё художник сблизился с Дмитрием Наркисовичем Маминым-Сибиряком, по примеру которого добавил к своей фамилии топоним, став Денисовым-Уральским. В 1903 году он основал в Петербурге "Горнопромышленное агентство" – небольшую мастерскую с магазином, в котором продавались коллекции уральских минералов и изделия из камня. Со временем мастерская Денисова встала в один ряд с крупнейшими ювелирными фирмами того времени, а в 1912 году он стал соучредителем общества "Русские самоцветы" – ныне это ведущее ювелирное предприятие России.

Революция тяжело ударила по художнику: его единственный сын погиб, а сам он лишился любимой мастерской, в которую вложил столько сил и времени. Вдобавок, бежав из революционного Петрограда на свою дачу на Карельском перешейке, он неожиданно для самого себя оказался в эмиграции на территории Финляндии и не сразу смог вернуться на родину. Все эти волнения подкосили душевное здоровье художника. Последние годы жизни уральский мастер провёл в лечебнице для душевнобольных в Выборге, где и скончался в 1926 году.

На страницах этого канала мне уже не раз приходилось рассказывать вам об увлечённых людях, которых Уральские горы неизменно вдохновляли на создание прекрасных произведений искусства. К их числу, безусловно, относится знаменитый потомственный горщик Григорий Китаев, умевший как никто другой видеть красоту камня. Чего уж говорить о мастерах, в своё время создавших на Урале уникальную школу иконописи, ныне известную как Невьянская икона. А история о том, как каслинские мастера изваяли из чугуна настоящее чудо, буквально покорившее весь мир на Всемирной выставке 1900 года в Париже – это вообще что-то из области фантастики! Если вам понравилась эта статья, не забывайте подписываться на мой канал и ставить лайки – ваша активность позволяет мне создавать ещё больше качественного контента.