Метро Петербурга является одним из самых глубоких в мире. Его средняя глубина - около 45 метров. Но тем не менее есть несколько станций из 72 ,построенных на данный момент (станцию Зенит тоже считаю, когда-нибудь она откроется), у которых нет эскалаторов. Из них 5 станций находятся на поверхности, а остальные имеют глубину до 15 метров. О них и расскажу сегодня.
Девяткино
Начну со станций первой линии и пойду с севера на юг. Станция Девяткино долгое время являлась уникальной. Она была открыта в 1978 году и стала первой станцией в Ленинградской области, а также самой северной станцией метро в России. Затем в 2006 году у нее это звание "перехватил" Парнас, находящийся чуть севернее. Также после открытия и до 2009 года метрополитен Петербурга был единственным в России, который расположен в двух регионах России.
До 1992 года станция называлась Комсомольской, затем получила свое нынешнее название. Девяткино является наземной платформой, поезда приезжают прямо на поверхность, а сразу рядом с выходом из метро есть пересадка на электрички пригородного сообщения в сторону Сосново, Приозерска и Кузнечного. Причина того, что станцию построили не под землей простая - рядом находится электродепо Северное, так удобнее в него приезжать. Это распространенная практика в Петербурге.
Автово
Одна из самых красивых станций петербургского метрополитена. Автово было открыто в числе первых восьми (на самом деле семи) станций 15 ноября 1955 года. Именно эта дата является датой открытия ленинградского метрополитена.
Глубина станции 12 метров, поэтому эскалаторы не стали строить. Единственная станция метро, которая имеет две лестницы из верхнего круглого зала, одна на спуск, одна на подьем. Станция очень красивая, на ней находится 46 колонн. 16 из них облицованы декоративными пластинами из литого стекла с обратным рельефом, а остальные мрамором.
Рядом со станцией находится электродепо Автово, поэтому иногда поезда следуют до Автово, где высаживают пассажиров. Из-за этого осталась историческая табличка с надписью Посадки нет.
До 1966 года станция была конечной, затем открыли наземную станцию Дачное, но в 1977 году после продления на юго-запад Дачное закрыли и были открыты станции метро, о которых я расскажу ниже.
Ленинский проспект
Станция открыта в 1977 году и названа по недавно названному одноименному проспекту, на который выходят подземные переходы. У станции нет своего вестибюля, а глубина всего около 8 метров. Поэтому эскалаторы тоже решили не строить. У Ленинского проспекта есть два выхода, оба оборудованы лестницами, а затем выходами в подземный переход. Сама станция колонного типа, типичная "сороконожка", которых много в московском метро.
В двух остановках на наземном транспорте находится железнодорожная станция Ленинский проспект.
Проспект Ветеранов
Конечная станция первой линии была открыта вместе с Ленинским проспектом в 1977 году. Глубина ее также около 8 метров, поэтому эскалаторов на ней нет. Станция имеет два выхода, но ни один из них на сам проспект Ветеранов. Станция такого же типа, как и предыдущая, "сороконожка" с лестницами вместо эскалаторов и выходами в подземные переходы. Оба выхода находятся на бульваре Новаторов.
Станция является самой загруженной станцией в метро Петербурга - около 2,5 млн. человек в месяц.
Парнас
Остались только наземные станции. Парнас - конечная станция второй линии, построенная в 2006 году, в общем-то, в поле. Тогда на месте большого жилого массива не было ничего кроме гаражей и электродепо Выборгское. Станция построена по типу Девяткино, только тут нет выхода к железной дороге.
Как и другие такие станции, на Парнасе расположены две платформы и если вы приедете сюда случайно, то, чтобы уехать, придется еще раз зайти в метро и заплатить за проезд. Это непривычно и не нравится многим гостям города и туристам, но так устроены наземные станции.
Купчино
Конечная станция второй линии находится смежно с одноименной железнодорожной станцией. Но чтобы пересесть, необходимо выйти из метро и пройти через подземный переход. Не так удобно, как в Девяткино. Но станция в любом случае также является наземной.
С ж/д станции Купчино удобно добираться в Пушкин и Павловск минуя вокзал.
Купчино открыли в 1972 году вместе со Звездной. От Звездной путь идет на подъем, но это не самая большая разница в глубине, всего около 20 метров.
Станция конечная, как я уже писал выше, поэтому если приехать сюда, также придется заново заплатить за проезд, если хотите войти в метро. За станцией находится еще одно электродепо, обслуживающее сейчас четвертую линию - Московское.
Рыбацкое
Станция третьей линии была открыта в 1984 году и стала конечной после станции Обухово. Является одной из трех станций (вместе с Девяткино и Шушарами), которые находятся за пределами КАДа.
Здесь на перегоне Обухово-Рыбацкое как раз находится максимально допустимый уклон тоннеля для поездов метро. Станция выходит на поверхность и соседствует с одноименной железнодорожной станцией. Как и в Купчино, надо выйти со станции и пройти через подземный переход. Раньше можно было прямо из перехода войти на станцию, но с вводом турникетов вторую платформу с выходом из подземного перехода закрыли и теперь надо выйти на Тепловозную улицу, а только потом уже войти в павильон ж/д станции.
До 2001 года на станции были три эскалатора на подъем из подземного перехода, но затем их демонтировали, чем вызвали негодование пенсионеров и других людей, приезжающих с многочисленных дач Волховского направления.
Шушары
Самая молодая станция без эскалаторов находится в конце моего списка. Шушары были открыты совсем недавно, в 2019 году вместе с Проспектом Славы и Дунайской. Станция является конечной и как и предыдущие станции - наземной. Как и Рыбацкое с Девяткино находится за пределами КАДа.
За станцией находится электродепо Южное, которые было открыто также два года назад. Депо обслуживает пятую линию.
Я лично еще не бывал в Шушарах, это единственная станция метро в Петербурге где я не был. Но, судя по фотографиям, станция похожа на то же Рыбацкое или Купчино с двумя платформами и быстрым выходом на поверхность.
Подводя итоги, хочу сказать, что петербургское метро действительно глубокое. Для наглядности вот вам глубина и график открытия станций. А лучше всего глубина чувствуется, когда поднимаешься несколько минут по эскалатору, например, на Адмиралтейской. Но есть и такие станции, на которых эскалаторы не нужны, ведь поверхность совсем рядом. А это иногда помогает, например, успеть на электричку в Девяткино. Станции построены так в силу петербургской почвы, но если бы вам был предоставлен выбор, то как лучше по вашему мнению.
Вам больше нравятся станции глубокого заложения или те, которые находятся рядом или на поверхности?
Другие публикации про метро:
10 красивых станций петербургского метрополитена
ТОП-5 интересных станций метро в России
Типы станций Петербургского метрополитена. Какой удобнее для пассажиров?
Как развивается третий метрополитен в России
К 65-летию Петербургского метрополитена. Десять интересных фактов о метро, которые знают не все
Пишите в комментариях, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки. Я еще обязательно затрону тему метро, так как это часть всего того, что находится вокруг да около нас.