В 2021 году празднуется важная дата – 60 лет первому полету человека в космос. Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит родная Самара, на территории которой выпускаются двигатели для современных космических ракет.
Космическая отрасль находится под строгим контролем государства, а технология производства вот уже много лет держится под грифом секретности. В такой памятный год нам сделали подарок и приоткрыли завесу тайны, разрешив посмотреть на испытания настоящего космического двигателя на территории испытательного комплекса "Винтай" в нескольких десятков километров от Самары.
Что будут испытывать?
Жителям Самары предоставлена уникальная возможность каждый день любоваться настоящей космической ракетой #Союз в самом центре города. #Ракета-носитель установлена на фасаде музея "Самара космическая".
🚀Ссылка на статью: Музей "Самара Космическая". Описание: Экспонаты из космоса | Космическая еда
Если встать под ракету и поднять голову наверх, то перед нами будет 5 космических двигателей #РД-107А / #РД-108А, которые помогают запустить ракету в космос. Двигатели производятся в Самаре на заводе ПАО "ОДК-Кузнецов" ГК «Ростех». Именно на испытание этого "монстра" сегодня мы отправимся.
Немного истории
Решение о строительстве испытательного полигона было принято в 1958 году в связи с организацией производства жидкостных ракетных двигателей на заводе №24 имени Фрунзе (сегодня #ОДК-Кузнецов ). Для строительства указанного комплекса была выбрана площадка «В» в районе 61-62 километра шоссейной дороги Куйбышев – Москва, село #Винтай . В четвертом квартале 1958 года Главспецстрой приступил к строительству испытательного комплекса, который решено было присвоить наименование «Химзавод» для открытой переписки.
31 августа 1961 года там были проведены первые стендовые испытания ракетного двигателя. В 2020 году стенд №1 включился в семитысячный раз, стенд №2 перешагнул порог в 6 тысяч испытаний в марте 2021 года.
Проходная полигона
Экскурсия начинается с проходной испытательного полигона. Через нее ежедневно проходят рабочие, испытатели, конструкторы и другие сотрудники. Перед входом вместо строгих информационных щитов висит стенд с трогательными детскими рисунками. Отмечу, что чем взрослее ребенок, тем выше точность представления о ракетах. Вот что значит родители работники космической отрасли! За всю экскурсию видел много молодых лиц, значит проблем со сменой поколений нет на полигоне.
Лаборатория
Испытания – это очень трудоемкий процесс, где важную роль играют технологические жидкости. От их качества зависит получение плановых характеристик. Чтобы исключить попадание в #двигатель некачественного топлива на территории полигона обустроили огромную лабораторию, где контролируется качество всех привозных жидкостей. Только после получения их одобрения – все жидкости заливаются в двигатель.
Перед входом висит табличка с фамилией образцового работника Анненкова Анатолия Петровича. Он прошел весь карьерный путь от рабочего до высокопоставленного руководителя.
Котельная
Чтобы полигон бесперебойно функционировал и не зависел от соседних городов, на его территории возведена собственная котельная.
Химзавод
Если для запуска автомобиля достаточно залить бензин, то для подъема ракеты-носителя нужна более сложная формула топлива. Используется сочетание керосина и жидкого кислорода. Ранее полигон сам производил жидкий кислород вот в этом цехе.
По трубам жидкий кислород попадает в серые цистерны. Сегодня в приоритете у компании экологичность и рентабельность, поэтому было решено отказаться от собственного производства. На территорию предприятия по мере потребности завозится жидкий кислород от стороннего поставщика. Теперь кислород хранится в новом вертикальном накопителе белого цвета. Новое оборудование более безопасно в эксплуатации и энергоэффективно, а пульт управления дает возможность в режиме онлайн наблюдать за процессом и его основными параметрами.
Мимо нас проезжает пожарный автомобиль, а это значит, что #испытания скоро начнутся.
Двигатель очень много весит, поэтому для его транспортировки используются специальные рельсы.
Рельсы нестандартные и отличаются от привычных нам железнодорожных.
Монтажный цех
Рельсы нас приводят к монтажному цеху. Именно здесь двигатель проходит финальную подготовку перед испытанием.
Многие европейские автомобильные заводы позавидуют чистоте этого цеха.
Все двигатели привозят вот в таком сером саркофаге
Сверху ездит специальный кран, который перемещает двигатель между участками. На участках двигатель заправляют жидкостями, проверяют магистрали и делают финальные доводки.
В конце двигатель грузят на синюю тележку и отправляют по рельсам на вертикальный или наклонный старт.
Двигатели РД-107А/РД-108А
Здесь испытывают все космические двигатели РД-107А/РД-108А, которые производит завод ПАО "ОДК-Кузнецов" (бывший авиационный завод №24 имени М.В. Фрунзе). Их серийное производство началось в конце 1957 года. Цель – возможное размещение серийного производства главного советского "оружия возмездия", ракеты-носителя Р-7 конструкции Сергея Павловича Королева. Уже в конце 1957 года была принята программа реорганизации производства завода ввиду необходимости начала серийного производства ракетных двигателей. С этого момента куйбышевское предприятие становится монопольным производителем двигателей I и II ступеней для ракет-носителей, созданных на базе Р-7.
Все отечественные пилотируемые пуски, начиная с полета Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года, были обеспечены силовыми установками, изготовленными на самарском предприятии ОДК.
В настоящее время со стапелей предприятия сошло уже свыше 11 тысяч серийных ракетных двигателей.
Двигатель НК-33
Практически одновременно с началом производства серийных двигателей, в 1959 опытный завод №276 (ныне ПАО "ОДК-Кузнецов") под руководством генерального конструктора Николая Дмитриевича Кузнецова приступил к созданию других жидкостных ракетных двигателей. Сначала для межконтинентальной баллистической ракеты ГР-1, а со второй половины 60-х годов для "лунной" ракеты Н-1. Двигатели НК-33, НК-43, НК-39 и НК-31, созданные коллективом Кузнецова для "лунной программы" были уникальными и не имели аналогов в мире, однако в 1974 году их производство было прекращено из-за сворачивания "лунной программы".
Реальное применение двигатель #НК-33 получил в 2013 году. В период с 2013-2014 годов состоялось четыре старта американской ракеты-носителя «Антарес» с двигателем НК-33 в составе первой ступени. Двигатели НК-33 сегодня используются в работе отечественной легкой ракеты-носителя «Союз-2-1в». Уже состоялось 6 пусков этой ракеты.
Покидаем монтажный цех и направляемся к стендовым испытаниям. На них всегда должен присутствовать пожарный расчет в целях безопасности.
Наклонный стенд
На безопасном расстоянии от места испытаний оборудована специальная смотровая площадка для таких гостей, как мы. Отсюда хорошо виден «Наклонный» стенд. Он состоит из установки для двигателя, систем охлаждений и пульта управления.
Как вы думаете, сколько людей управляет этим испытанием? Правильный ответ: один. Один ведущий инженер контролирует весь процесс и является самым главным на площадке. Никто не может оспаривать его действия и вмешиваться в этот процесс.
Под наклоном установлен уже знакомый нам двигатель.
Обязательно вставляем беруши. В этом месте они точно пригодятся!
Звучит три сигнала. После чего включается система охлаждения. Со всех сторон подается вода. Меня уже впечатлил этот фонтан, а ведь впереди еще интереснее!
Хорошо, что нас предупредили о том, что после первого запуска двигателя нужно подождать и не бояться реактивного хлопка через 12 секунд. Вот когда этот хлопок случился я аж вздрогнул. Ничего громче, ничего зрелищнее я еще не видел! Еще было очень жарко, как будто лицом тянешься к углям.
На моих глазах было такое сильное проявление мощи, что мурашки не покидали тело до самого вечера.
Вместо тысячи слов лучше самому все увидеть в видео ниже:
Испытания прошли успешно. Огонь сменяется паром. Мы возвращаемся на проходную, чтобы отправиться в Самару на завод, где эти двигатели собираются.
За экскурсию хочу сказать большое спасибо – Научно-образовательному центру «Инженерия будущего», с которым сотрудничают предприятия ГК Ростех, в том числе ОДК Кузнецов. НОЦ активно развивают перспективную идею создания в Самаре центра коммерческого космоса и центра экспериментов в космосе.
Связь: @evgeniy_dogadkin
nocsamara.ru
facebook.com/irr63
vk.com/enginethefuture
https://twitter.com/irr_63
www.instagram.com/irr.smr
👉Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить статью с экскурсией по закрытому заводу в Самаре, где собираются двигатели для ракет.