Найти тему

Испытание двигателя для ракеты "Союз". Экскурсия по секретному полигону в Самаре

Оглавление

В 2021 году празднуется важная дата – 60 лет первому полету человека в космос. Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит родная Самара, на территории которой выпускаются двигатели для современных космических ракет.

Космическая отрасль находится под строгим контролем государства, а технология производства вот уже много лет держится под грифом секретности. В такой памятный год нам сделали подарок и приоткрыли завесу тайны, разрешив посмотреть на испытания настоящего космического двигателя на территории испытательного комплекса "Винтай" в нескольких десятков километров от Самары.

Что будут испытывать?

Жителям Самары предоставлена уникальная возможность каждый день любоваться настоящей космической ракетой #Союз в самом центре города. #Ракета-носитель установлена на фасаде музея "Самара космическая".

🚀Ссылка на статью: Музей "Самара Космическая". Описание: Экспонаты из космоса | Космическая еда

-2

Если встать под ракету и поднять голову наверх, то перед нами будет 5 космических двигателей #РД-107А / #РД-108А, которые помогают запустить ракету в космос. Двигатели производятся в Самаре на заводе ПАО "ОДК-Кузнецов" ГК «Ростех». Именно на испытание этого "монстра" сегодня мы отправимся.

-3

Немного истории

Решение о строительстве испытательного полигона было принято в 1958 году в связи с организацией производства жидкостных ракетных двигателей на заводе №24 имени Фрунзе (сегодня #ОДК-Кузнецов ). Для строительства указанного комплекса была выбрана площадка «В» в районе 61-62 километра шоссейной дороги Куйбышев – Москва, село #Винтай . В четвертом квартале 1958 года Главспецстрой приступил к строительству испытательного комплекса, который решено было присвоить наименование «Химзавод» для открытой переписки.

-4

31 августа 1961 года там были проведены первые стендовые испытания ракетного двигателя. В 2020 году стенд №1 включился в семитысячный раз, стенд №2 перешагнул порог в 6 тысяч испытаний в марте 2021 года.

-5

Проходная полигона

Экскурсия начинается с проходной испытательного полигона. Через нее ежедневно проходят рабочие, испытатели, конструкторы и другие сотрудники. Перед входом вместо строгих информационных щитов висит стенд с трогательными детскими рисунками. Отмечу, что чем взрослее ребенок, тем выше точность представления о ракетах. Вот что значит родители работники космической отрасли! За всю экскурсию видел много молодых лиц, значит проблем со сменой поколений нет на полигоне.

-6
-7

Лаборатория

Испытания – это очень трудоемкий процесс, где важную роль играют технологические жидкости. От их качества зависит получение плановых характеристик. Чтобы исключить попадание в #двигатель некачественного топлива на территории полигона обустроили огромную лабораторию, где контролируется качество всех привозных жидкостей. Только после получения их одобрения – все жидкости заливаются в двигатель.

-8

Перед входом висит табличка с фамилией образцового работника Анненкова Анатолия Петровича. Он прошел весь карьерный путь от рабочего до высокопоставленного руководителя.

-9
-10

Котельная

Чтобы полигон бесперебойно функционировал и не зависел от соседних городов, на его территории возведена собственная котельная.

-11
-12

Химзавод

Если для запуска автомобиля достаточно залить бензин, то для подъема ракеты-носителя нужна более сложная формула топлива. Используется сочетание керосина и жидкого кислорода. Ранее полигон сам производил жидкий кислород вот в этом цехе.

-13
-14

По трубам жидкий кислород попадает в серые цистерны. Сегодня в приоритете у компании экологичность и рентабельность, поэтому было решено отказаться от собственного производства. На территорию предприятия по мере потребности завозится жидкий кислород от стороннего поставщика. Теперь кислород хранится в новом вертикальном накопителе белого цвета. Новое оборудование более безопасно в эксплуатации и энергоэффективно, а пульт управления дает возможность в режиме онлайн наблюдать за процессом и его основными параметрами.

-15

Мимо нас проезжает пожарный автомобиль, а это значит, что #испытания скоро начнутся.

-16

Двигатель очень много весит, поэтому для его транспортировки используются специальные рельсы.

-17

Рельсы нестандартные и отличаются от привычных нам железнодорожных.

-18

Монтажный цех

Рельсы нас приводят к монтажному цеху. Именно здесь двигатель проходит финальную подготовку перед испытанием.

-19
-20

Многие европейские автомобильные заводы позавидуют чистоте этого цеха.

-21

Все двигатели привозят вот в таком сером саркофаге

-22

Сверху ездит специальный кран, который перемещает двигатель между участками. На участках двигатель заправляют жидкостями, проверяют магистрали и делают финальные доводки.

-23

В конце двигатель грузят на синюю тележку и отправляют по рельсам на вертикальный или наклонный старт.

-24
-25

Двигатели РД-107А/РД-108А

Здесь испытывают все космические двигатели РД-107А/РД-108А, которые производит завод ПАО "ОДК-Кузнецов" (бывший авиационный завод №24 имени М.В. Фрунзе). Их серийное производство началось в конце 1957 года. Цель – возможное размещение серийного производства главного советского "оружия возмездия", ракеты-носителя Р-7 конструкции Сергея Павловича Королева. Уже в конце 1957 года была принята программа реорганизации производства завода ввиду необходимости начала серийного производства ракетных двигателей. С этого момента куйбышевское предприятие становится монопольным производителем двигателей I и II ступеней для ракет-носителей, созданных на базе Р-7.

Все отечественные пилотируемые пуски, начиная с полета Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года, были обеспечены силовыми установками, изготовленными на самарском предприятии ОДК.

В настоящее время со стапелей предприятия сошло уже свыше 11 тысяч серийных ракетных двигателей.

-26

Двигатель НК-33

Практически одновременно с началом производства серийных двигателей, в 1959 опытный завод №276 (ныне ПАО "ОДК-Кузнецов") под руководством генерального конструктора Николая Дмитриевича Кузнецова приступил к созданию других жидкостных ракетных двигателей. Сначала для межконтинентальной баллистической ракеты ГР-1, а со второй половины 60-х годов для "лунной" ракеты Н-1. Двигатели НК-33, НК-43, НК-39 и НК-31, созданные коллективом Кузнецова для "лунной программы" были уникальными и не имели аналогов в мире, однако в 1974 году их производство было прекращено из-за сворачивания "лунной программы".

Реальное применение двигатель #НК-33 получил в 2013 году. В период с 2013-2014 годов состоялось четыре старта американской ракеты-носителя «Антарес» с двигателем НК-33 в составе первой ступени. Двигатели НК-33 сегодня используются в работе отечественной легкой ракеты-носителя «Союз-2-1в». Уже состоялось 6 пусков этой ракеты.

-27

Покидаем монтажный цех и направляемся к стендовым испытаниям. На них всегда должен присутствовать пожарный расчет в целях безопасности.

-28

Наклонный стенд

На безопасном расстоянии от места испытаний оборудована специальная смотровая площадка для таких гостей, как мы. Отсюда хорошо виден «Наклонный» стенд. Он состоит из установки для двигателя, систем охлаждений и пульта управления.

Как вы думаете, сколько людей управляет этим испытанием? Правильный ответ: один. Один ведущий инженер контролирует весь процесс и является самым главным на площадке. Никто не может оспаривать его действия и вмешиваться в этот процесс.

-29

Под наклоном установлен уже знакомый нам двигатель.

-30

Обязательно вставляем беруши. В этом месте они точно пригодятся!

-31

Звучит три сигнала. После чего включается система охлаждения. Со всех сторон подается вода. Меня уже впечатлил этот фонтан, а ведь впереди еще интереснее!

Хорошо, что нас предупредили о том, что после первого запуска двигателя нужно подождать и не бояться реактивного хлопка через 12 секунд. Вот когда этот хлопок случился я аж вздрогнул. Ничего громче, ничего зрелищнее я еще не видел! Еще было очень жарко, как будто лицом тянешься к углям.

На моих глазах было такое сильное проявление мощи, что мурашки не покидали тело до самого вечера.

-32
-33

Вместо тысячи слов лучше самому все увидеть в видео ниже:

Испытания прошли успешно. Огонь сменяется паром. Мы возвращаемся на проходную, чтобы отправиться в Самару на завод, где эти двигатели собираются.

-34

За экскурсию хочу сказать большое спасибо – Научно-образовательному центру «Инженерия будущего», с которым сотрудничают предприятия ГК Ростех, в том числе ОДК Кузнецов. НОЦ активно развивают перспективную идею создания в Самаре центра коммерческого космоса и центра экспериментов в космосе.

Связь: @evgeniy_dogadkin
nocsamara.ru
facebook.com/irr63
vk.com/enginethefuture
https://twitter.com/irr_63
www.instagram.com/irr.smr

👉Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить статью с экскурсией по закрытому заводу в Самаре, где собираются двигатели для ракет.