Во втором веке нашей эры Римской империи надоело терпеть постоянные еврейские восстания. После очередного бунта она переселила детей Сиона подальше, а Иудею переименовала в Палестину. Несогласные с таким решением разбежались по всему миру, а многие отправились в соседнюю Персию. Не имевшие особых средств люди поселились в больших городах и стали жить плодами своего труда. Большинство занялось торговлей либо освоило ремесленные профессии.
Когда возник Арабский халифат, мусульмане из-за положений своей религии серьезно улучшили положение евреев. Самые успешные из них становились министрами и визирями при мусульманских правителях. А впервые в человеческой истории обеспеченная безопасность транзитных путей сделала евреев народом торговцев. Вскоре они расселились по всему протяжению Великого шелкового пути: что ни город, то маленькая община. Когда всемирная исламская держава пала, ситуация не изменилась.
Османская империя первые пятьдесят лет своего существования являлась маленьким тюркским княжеством на самом западе Анатолии. Его жители были преимущественно кочевниками и налагали дань на жителей городов, а сами там не жили. Но в 1326-м году османы взяли старый греческий город Пруса и решили объявить его своей столицей. Там они встретили маленькую еврейскую общину численностью всего сто с лишним человек.
По мере своей территориальной экспансии османское государство присоединяло все новые города, где жили люди этого народа. Их по-прежнему было не очень много, а потому детей Сиона особенно не выделяли из всех многочисленных религиозных и этнических групп огромной державы. К ним относились согласно принципам ислама: заплати налоги, и спи спокойно.
В 1492-м году ситуация изменилась. После падения Гранадского эмирата, последнего мусульманского государства на Пиренеях, испанскими королями был издан специальный эдикт. Он предписывал лицам иудейской веры незамедлительно покинуть территорию полуострова. Большая часть из них просто пересекла Гибралтарский пролив и поселилась в Османской империи.
Впоследствии многие оказались в европейских и азиатских владениях султана. Турки сами приветствовали эту идею и впоследствии очень ценили своих новых подданных. Это отношение ни в чем не изменилось даже в 20-м веке, когда османское государство распалось и возникла Турецкая республика. Ее второй президент Исмет Инёню дипломатически признал Израиль сразу же после провозглашения его независимости.
В это время жителями Турции было около 300-400 тысяч евреев, и большая их часть тут же вернулась домой. Но около 20 тысяч решило остаться, и по сей день живет в стране, где их предки находились веками. Как же к ним относятся простые турки?
Все, что желает от своих граждан местное правительство – это чтобы они говорили на турецком языке и не высказывали намерений к сепаратизму. Этими качествами здешние евреи всегда обладали в полной мере, в отличие от армян. Поэтому отношение к ним всегда было прекрасное с давних времен и до наших дней. Евреев немало среди знаменитостей, предпринимателей и даже политиков, по крайней мере, больше, чем их доля в общей численности населения. Тут разрешены еврейские школы, в которых преподаются религиозные тексты и изучается иврит.
Некоторые изменения начались после прихода к власти Эрдогана. Его знаменитая речевка «единая нация, единый язык, единая религия, единый флаг» («один народ, один рейх, один…») немного пугает людей, причем, не только евреев, но и просвещенных турок. Кое-кто уехал уже сейчас, другие готовятся к трудным временам. Но все равно, еврейская община не чувствует себя в опасности, и Турция является одной из немногих исламских стран, где дети Сиона живут открыто и чувствуют себя свободно.