В конце XIX века главным противником Российской империи была Британская империя. Поэтому русскому флоту был нужен крейсер нового типа, который мог бы нарушить морские коммуникации Британской империи в случае военного конфликта.
Имевшиеся крейсера не могли тягаться по скорости с океанскими лайнерами, что делало их бесполезными для морской охоты. Были и другие недочеты:
- «“Владимир Мономах”, “Дмитрий Донской” и “Адмирал Нахимов”, хотя и хорошие суда, но как крейсера употреблены всё же быть не могут. Запас угля на них ограничен и, следовательно, судам придётся действовать при крайне неверных обстоятельствах в зависимости от случайностей, какие могут быть при очень частой доставке угля, тем более, что эти суда не парусные, а паровые. Эта доставка потребует невозможной энергии от Морского министерства, неопределённость её не вызовет никому уверенности в крейсерстве…», — отмечал, например, капитан 2 ранга А.М. Доможиров - Российский государственный архив военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 315. Оп. 1. Д. 1538. Л. 44
Поэтому, считалось необходимым строить крейсера, способные переносить операции на любой пункт владычества Англии, на все ее стратегические и торговые пути. Исходя из этого выдвигались следующие требования к параметрам океанских крейсеров:
- будущие боевые единицы должны были обладать значительным (до 14 тыс. т) водоизмещением и возможно большей длиной корпуса, чтобы «подобно трансатлантическим почтовым пароходам развивать свою наибольшую скорость при самых неблагоприятных условия ветра и волнения в океане». Корабли предполагалось снабжать запасом топлива на 20 тыс. миль океанского плавания, надёжной броневой защитой, не слабее, чем у «английских крейсеров одинакового или близкого водоизмещения и скорости», и соответствующим артиллерийским вооружением, «не столько сильным по калибру орудий, сколько многочисленным и, конечно, современным по дальнобойности и скорострельности - монография А.Федечкина «КРЕЙСЕР НЕ МЕНЕЕ 9500 Т ДОЛЖЕН БЫТЬ НАШИМ ТИПОМ». О РАЗРАБОТКЕ В РУССКОМ ФЛОТЕ КОНСТРУКТИВНОГО ТИПА ОКЕАНСКОГО БРОНЕНОСНОГО КРЕЙСЕРА БОЛЬШОГО ВОДОИЗМЕЩЕНИЯ В КОНЦЕ 80-Х - НАЧАЛЕ 90-Х ГОДОВ XIX ВЕКА
Эта идея нашла поддержку у управляющего Морским министерством адмирала И.А.Шестакова.
По указанным требованиям и был создан проект нового океанского крейсера:
- Созданный под руководством опытного кораблестроителя Н.Е. Кутейникова новый вариант имел уменьшенную до 121 м длину, сохраняя при этом предложенный первоначально состав артиллерии главного калибра (4 203-мм/35 и 16 152-мм/35 орудий) и традиционную для русских броненосных крейсеров облегчённую схему защиты - РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 1. Д. 195. Л. 3
По этим характеристикам построили новый крейсер "Рюрик", который сошел со стапелей осенью 1895 года.
Ввод нового русского крейсера стал угрозой для океанской торговли Британской империи:
- “Рюрик” будет парализовать английскую торговлю…», — с тревогой отмечал адмирал Ф. Коломб - О современном положении крейсеров в случае войны // Морской сборник. 1893. № 5. Неоф. отдел. Морская хроника. С. 19, 20.
После "Рюрика" в строй были введены еще более мощные крейсера "Россия" и "Громобой", имевшие водоизмещение более 12 тысяч тонн и скорость до 21 узла.
Все они позволили добиться военно-морского паритета Российской империи с Британской империей.
Вам может быть интересно: Почему ойратам-джунгарам не помогла даже артиллерия в войне против казахов
Подписывайтесь на канал: здесь пишут об истории и культуре народов Евразии, отделяя зёрна от плевел. Автор статей - не профессиональный историк, стремящийся узнать о причинах происходящего из источников, а не домыслов. А если поставите лайк, то новые материалы канала будут у вас в ленте. Поставив дизлайк вы также сделаете хорошо, так как мои статьи вам показываться не будут.