Найти в Дзене
InFocus

«ДАЙ СПИСАТЬ!»

В борьбе с плагиатом научное сообщество пока терпит поражение

На днях телеграм-канал «Наука и университеты» провел опрос своих подписчиков об отношении к плагиату в науке. На вопрос «Как вы относитесь к плагиату в научных публикациях?» ответили более 370 человек. Непримиримых борцов с плагиатом среди них оказалось 65%, еще 22% участников относятся к этому явлению с пониманием и, наконец, для 13% плагиата, можно считать, не существует. Таким образом, треть опрошенных (а это большей частью преподаватели вузов и научные работники) не видят в плагиате ничего плохого.

И это, на мой взгляд, не случайно. Гонка за показателями публикационной активности подчас вынуждает некоторых  представителей научного сообщества встать на тропу некорректных заимствований. Эффективные контракты, индивидуальные рейтинги преподавателей вузов, федеральные программы типа «5-100», «Опорные университеты» — все это заставляет преподавателей и научных работников вузов выдавать больше печатной продукции, а если собственных идей и научных результатов больше не становится, то появляется соблазн переписать кусок чужой статьи.

Нужно заметить, что плагиат как явление не стоит на месте, он постоянно развивается. Если первоначально разговор шел о банальном воровстве каких-то фрагментов текста из чужих диссертаций, то затем стали выпускать под своими фамилиями статьи других авторов целиков, а теперь начали много говорить и писать о переводном плагиате.

Вы еще не слышали о таком явлении? Объясняю: берется чужая статья в отечественном журнале, переводится на английский язык и помещается под своим именем в каком-то иностранном издании. Даже переводить текст самому не требуется, перевод можно сделать автоматически.

-2

Научный плагиат становится все более распространенным

Недавно Комиссия РАН по противодействию фальсификации научных исследований опубликовала отчет, датированный 2020 годом —  «Иностранные хищные журналы в Scopus и WoS: переводной плагиат и российские недобросовестные авторы». Информация, приведенная в этом отчете, удручает — при анализе 94 зарубежных журналов, включенных в вышеупомянутые базы данных, обнаружены 174 статьи российских авторов, содержащих плагиат из русскоязычных источников, переведенных автоматически, а также 85 статей с приписным соавторством. В переводном плагиате участвовали более 1100 российских авторов, из них более 30 руководителей российских университетов и их подразделений.

В отчете Комиссии РАН названы вузы – лидеры в части переводного плагиата — Российский экономический университет им. Плеханова, Казанский федеральный университет, Финансовый университет при Правительстве РФ, Российский государственный социальный университет,  Российский университет дружбы народов. А это ведь элита национальной высшей школы!

Нельзя сказать, что с плагиатом не борются. Скорее наоборот – барьеры списыванию чужих текстов строят, уже начиная с младших курсов вузов. Устанавливаются пороги минимального уровня оригинальности текстов курсовых и выпускных квалификационных работ. «Курсовики» и дипломные работы не принимают к защите без справки из системы проверки текстов «Антиплагиат». Жаль только, что устремления студентов гораздо чаще направлены не на изложение собственных мыслей, а на поиск ответа на вопрос «Как обмануть эту проклятую систему?». И на этом поприще многие добиваются значительных успехов – в сетях уже давно делятся лайфхаками по обходу «Антиплагиата».

-3

Списывают и ученые, списывают и студенты

С научными статьями и диссертациями еще жестче – здесь иногда доходит до крайностей, если не сказать хуже. Например, цитирование в тексте диссертации собственной статьи также система рассматривает как плагиат. Вот и приходится несчастному автору пересказывать в тексте собственную статью другими словами.

Так почему же — спросите вы – борьба с плагиатом развернута по всем фронтам, а, судя по отчетам и публикациям в прессе, плагиат как явление не исчезает?

Мне представляется, что причина здесь в том, что списывать чужие тексты не стыдно. Не стыдно студентам, не стыдно многим аспирантам, не стыдно части профессуры. Человек, уличенный в некорректном заимствовании чужих текстов, не несет репутационных потерь. Девальвировано само понятие научной репутации. Общество не осуждает плагиатора, часто, скорее наоборот, относится с пониманием – мол, «хочешь жить – умей вертеться».

Вспоминается недавний случай из австрийской практики — министр по делам семьи и труда Австрии Кристине Ашбахер ушла со своего поста после обвинений в плагиате. Эксперт Стефан Вебер, которого в Австрии называют «охотником за плагиатом», нашел в  диссертации Ашхабер, защищенной в техническом университете Братиславы 20% заимствованного текста без необходимых ссылок. Вебер также изучил дипломную работу министра, которая защищалась в 2006 году, и нашел в ней плагиат и ложные цитаты.

Канцлер Австрии Себастьян Курц поблагодарил министра Кристин Ашбахер за мужественное решение.

У нас такое возможно? Разумеется, нет. Вольное сетевое сообщество «Диссернет» регулярно публикует материалы о плагиате в диссертациях губернаторов и депутатов. Кто-то из них ушел в отставку?  Так и хочется процитировать великого Михаила Жванецкого: «Если ты стырил диссертацию, не строй мост, сволочь! Иди в политику, там таких много».

Так что начинать борьбу с плагиатом нужно, наверное, не с второкурсников, а с тех, кто сегодня является вершителем судеб в образовании и науке.

Евгений Белый, доктор технических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Читайте больше материалов на нашем сайте