Найти тему
Звенимир

Игорь Нефёдов. На извечный вопрос: "Быть или не быть" - он ответил - не быть

Игорь Нефёдов в роли Гоши в фильме "Зонтик для новобрачных". Это афроамериканская прическа Игоря и похожесть на Анжелу Дэвис делали его весьма необычным.
Игорь Нефёдов в роли Гоши в фильме "Зонтик для новобрачных". Это афроамериканская прическа Игоря и похожесть на Анжелу Дэвис делали его весьма необычным.

Игоря Нефёдова многие считали баловнем судьбы. Уж больно он резво ворвался в наш отечественный кинематограф сыграв главные роли у Н. Михалкова в "Пять вечеров", у С. Соловьева в "Наследнице по прямой", и в "Охоте на лис" у В. Абдрашитова и А. Миндадзе. Он был на равных со многими нашими звёздами, и в 25 лет его имя было занесено в советскую энциклопедию кино.

Картину "Пять вечеров" Никита Михалков делал в перерыве между съёмками фильма "Несколько дней из жизни Обломова". Именно там в массовке он заприметил Игоря Нефёдова. Ему очень понравилась его смешная физиономия с оттопыренными ушами и трогательная улыбка с неровным боковым зубом. Когда же он оказался на пробах у Михалкова, то тот его не узнал, потому что Игорь накануне пошёл к стоматологу и выправил эту неровность. На что мэтр только сетовал и говорил ему что он лишил себя весьма колоритной изюминки на лице. Впрочем посетовал, но всё же утвердил на роль Славика.

Но всё же крёстным отцом в кино у Игоря Нефёдова можно считать Олега Табакова. Ибо именно он привёл играть в масовку "Обломова" почти весь свой курс. И в "Пять вечеров" выбирали артистов с табаковского курса. Помимо него на роль телеграфистки была взята однокурсница Игоря Лариса Кузнецова.

Татьяна Друбич и Игорь Нефёдов в картине С. Соловьёва "Наследнице по прямой". Голливуд отдыхает!
Татьяна Друбич и Игорь Нефёдов в картине С. Соловьёва "Наследнице по прямой". Голливуд отдыхает!

И. Нефёдов и Л. Кузнецова. "Пять вечеров"
И. Нефёдов и Л. Кузнецова. "Пять вечеров"
Володя Беликов. "Охота на лис".
Володя Беликов. "Охота на лис".

Но история с Табаковым и его семьёй имела еще более глубокие корни. Отец Игоря Вячеслав Нефёдов был однокурсником Олега Павловича Табакова, был его земляком из Саратова. Когда у его матери Нины Нефёдовой кончилось молоко, то Игоря долгое время вскармливала Людмила Крылова, жена Табакова, которая накануне родила своего сына Антона, и у которой молока было вдоволь. Когда Игорю исполнилось 13 лет он поступил в детскую театральную студию Олега Табакова, а потом окончив экстерном 10 класс, в 16 лет поступил к нему на курс в ГИТИС.

Блестяще окончив ГИТИС молодой, многоснимающийся актёр поступил работать в Центральный детский театр Москвы, где сразу получил много главных ролей. Работая там он сблизился со своим ровесником, молодым Евгением Дворжецким. Они играли в целом ряде спектаклей вместе и оба были актёрами на которых держался репертуар театра.

Интересно, что у них обоих была ранняя смерть, и что особенно удивительно что фактически совпал день смерти - 1 декабря. Женя Дворжецкий погиб ровно через 6 лет после смерти Игоря.

Е. Дворжецкий и И. Нефёдов.
Е. Дворжецкий и И. Нефёдов.

Когда Олег Палыч Табаков основал свою знаменитую "Табакерку" в 1986 году, то Игорь Нефёдов сразу перешёл работать туда. Там он встретил своих однокурсников из табаковской студии и ГИТИСа, в том числе и Андрея Смолякова. С Андреем Смоляковым Игорь дружил с первого курса института. Андрей в тяжёлый кризисный период Игоря, когда он расстался с первой женой, балериной Алиной, буквально вытащил его из петли. А когда Игорь свёл счёты с жизнью, летел из Англии на его похороны, сбежав со съёмок, нарушив условия контракта.

Со второй женой, актрисой Еленой Казариновой Игоря познакомил Е. Дворжецкий. Как-то вот так, долго дружа и общаясь, молодые люди поженились. Как гласит легенда, Игорь попросил у мужа Елены отпустить её к нему, и что тот на это согласился: отдал жену вместе с маленькой дочкой впридачу. Другая часть легенды гласит, что Игорь сказал Елене: "Давай пошутим и поженимся". И они вот так весьма шутейно и поженились, шумно отметив свадьбу в ресторане "Арагви" 1 апреля 1987 года.

Игорь Нефёдов и Елена Казаринова (справа) на свадьбе в "Арагви".
Игорь Нефёдов и Елена Казаринова (справа) на свадьбе в "Арагви".

Впрочем первые годы эта пара у всех вызывала только положительные эмоции. Игорь вполне заменил девочке отца, у них дома собирались веселые молодёжные компании. Благо что теперь еще и было где хорошо собраться. Молодые получили трехкомнатную квартиру. Казалось бы живи да радуйся. Но...

Вот здесь стоит рассказать о том что томило душу молодого, очень талантливого актёра. Еще с юных лет он отличался большой неуравновешенностью характера. Когда судьба фартила, он это принимал как должное, когда же фарта не было, он впадал в затяжные депрессии. Многие друзья Игоря отмечали, что он сбыл склонен к суицидальному эпатажу. Он очень часто говорил своим друзьям, что покончит жизнь самоубийством. Он мог встать на край моста, и начать всех своих друзей провоцировать на то что он сейчас прыгнет с него. Жена Игоря в таких случаях просила всех не смотреть на него, а спокойно идти дальше. Отойдя от эйфории Игорь догонял компанию и говорил: "Ну, что вы все не смотрели, я так хотел прыгнуть". Елена Казаринова вообще считала, что Игорь никогда не сделает над собой ничего, и в конце концов уже привыкла к подобным его выходкам и не воспринимала их всерьёз.

Мы привыкли к тому, что нежные ранимые души у женщин, и что их надо беречь от падения, и ежеминутно защищать. Но в актёрской среде нередко встречаются мужчины, которые словно хрустальные вазы надо постоянно беречь от падения. Игорь Нефёдов и был такой хрустальной вазой, которая в любой момент могла упасть и разбиться.

"Табакерка" первого созыва 1987 год. Много кого еще нет на фото: Машкова, Миронова, Германовой. Зато много кто есть из будущих знаменитостей. И на их фоне Игорь Нефёдов уже был звездой первой величины.
"Табакерка" первого созыва 1987 год. Много кого еще нет на фото: Машкова, Миронова, Германовой. Зато много кто есть из будущих знаменитостей. И на их фоне Игорь Нефёдов уже был звездой первой величины.

Олег Табаков очень любил Игоря отеческой любовью, но также старался в нём что-то изменить, и иногда его довольно жёстко воспитывал. В последний год его жизни, в мае 1993 года "Табакерка" поехала в большой гастрольный тур по городам Японии. У Игоря была главная роль в спектакле "Обыкновенная история". Там он несколько раз сорвался, отличившись на ниве алкогольных загулов. Табаков был в ярости. За все 45 дней что театр гастролировал по Японии, он ни разу не вышел на сцену. Хотя его лицо красовалось на всех афишах. В спектакле его заменил молодой дублёр, тоже саратовец, Евгений Миронов.

Когда театр вернулся в Москву, Олег Павлович лишил Игоря гастрольного гонорара и вдобавок - на несколько месяцев лишил зарплаты. Состояние Нефедова ухудшалось. Испортились отношения с женой. Игорь все чаще говорил о смерти.

1 декабря 1993 года он сыграл последний раз роль почтмейстера в "Ревизоре" (те кто видели этот спектакль утверждали что так вдохновенно он никогда не играл), и после приехал домой к жене мириться. До этого супруги некоторое время жили раздельно. Они пили всю ночь, а в 6 утра он пошёл за добавкой. Но до магазина не дошёл. Он даже не вышел из подъезда. Вбил крюк где-то между этажами, достал шарф и свёл счёты с жизнью.

Спектакль "Табакерки" "Ревизор". И. Нефёдов в роли почтмейстера. За неделю до его ухода.

Когда боль немного улеглась, все стали искать причины раннего ухода Игоря. Говорили о проблемах в кинематографе и о актёрской невостребованности в кино. Об увлечении спиртным и испортившихся отношениях с Табаковым. Лена винила во всем Олега Павловича. Мама Игоря винила Лену (по слухам - у нее появился любовник). Но никто не хотел заглянуть глубже. Ведь проблема была в психическом здоровье Игоря Нефедова. Его депрессии, психические расстройства нужно было как-то намного ранее выправлять. А этим никто не занимался. К тому же его расстройства осложнялись суицидальными мотивами.

Нам остались на память его мастерски сыгранные роли в кино: Славик в "Пять вечеров", Беликов в "Охоте на лис", Володя в соловьёвском фильме, Костя Полозов в "Свадьбе старшего брата". А еще были замечательно сыгранные Петельников в "Криминальном таланте" и Лысый в "Аварии - дочь мента", а также книжный спекулянт Бабарыка в фильме "Светик".

На театральной сцене Игорь играл в основном романтических персонажей. Коллеги по театру называли его в шутку Гамлетом. Но сыграть шескпировского героя Игорь Нефёдов не успел. Ведь когда жизнь поставила перед ним извечный вопрос: "Быть или не быть" - он ответил - не быть.