Мне иногда самому не вериться, что в 90 лет я это помню. Но помню же.
Воспоминание 2. 1955 год
Сдав вступительные экзамены в Бауманский на пятерки, я попал в специальную группу ректора Бауманского института Попова на специальность жидкостные реактивные двигатели. Группа была всего 15-16 человек, а к защите диплома в 1955 году нас осталось всего 12-13 человек. После защиты диплома я был направлен по распределению в одно из лучших по нашей специальности, ОКБ академика В. П. Глушко . Именно на его двигателях ракеты С.П. Королёва покорили космос.
То, что я попал туда, произошло пожалуй случайно, потому что туда было направлено всего 5-6 отличников, защитивших дипломный проект блестяще, и вместе с ними я. Радости не было предела, но тем не менее у меня было одно досадное условие успешной работы: я уже был женат, уже имел сына, и жил на квартире родителей жены.
Поэтому, при приходе на работу поставил условием, что мне в течение месяца дадут хоть какую-то жилплощадь для меня и моей семьи, хоть временную в бараке. или в общежитии. Нас было таких трое - иногородних. И нас заверили, что в течение двух-трёх месяцев нам дадут жилплощадь.
Через месяц мы обнаружили, что это был обман, и я потребовал освободить меня от работы, ушёл по собственному желанию. Кадры, конечно, не давали такой возможности, но вмешался главный конструктор и сказал: «нельзя с мальчишками поступать по-мальчишески. Обещали дать жилплощадь- дайте. Не можете дать - отпустите». И через два месяца работы на заводе я оказался уволенным по собственному желанию.
Было жаркое лето 1955 года, я шёл по улицам Москвы и искал работу. В поисках зашел на Большую Калужскую улицу, ныне Ленинский проспект. Шел по левой, нечётной стороне улицы, разглядывая все вывески. В основном это были поликлиники, клиники и другие медучреждения. И вдруг мне тротуар перегородил подъезд дома № 19.
Тротуар в этом месте сузился почти до полуметра. Я остановился и прочел: «ЭНИН АН СССР им.Г.М. Кржижановского». Открыв дверь, робко вошел в темный. пустой, прохладный вестибюль. Слева была закрытая на лето раздевалка, а в полумраке вестибюля была открыта дверь, где при электрическом свете за столом работала какая-то девушка.
Она окликнула меня и пригласила войти в ее кабинет, спросила, что мне нужно, и зачем сюда попал. Я ей ответил, что ищу работу. Она пригласила меня присесть и начала интересную беседу. Через полчаса я рассказал ей все о своей жизни, и вдруг, она, сняв трубку, позвонила какому-то Сергею Ивановичу и говорит: «Сергей Иванович, вы уже подобрали человека на должность конструктора, младшего научного сотрудника. для работы секретарем парткома?” Какой последовал ответ - я не знаю, но она сказала: «тогда я буду продолжать исполнять обязанности Вашего секретаря, а вы верните мне эту единицу МНС а» и положила трубку.
Вздохнула, положила передо мной анкету и сказала: «быстренько заполняй, Татьяна Васильевна, когда вернётся, оторвёт мне голову, но будет уже поздно». Я ничего не поняв, приступил к заполнению анкеты. Анкета была на пяти или семи страницах, на это ушло два часа. Через два часа я ушел с приглашением прийти завтра за ответом. На следующий мне эта девушка, которая оказалась летним секретарем директора института Кржижановского, сказала, что под ее ответственность я зачислен младшим научным сотрудником в лабораторию термогидродинамики.
Так неожиданное сужение тротуара стало случайной причиной моего второго удачного места работы по специальности. В лаборатории ТГД-- термогидродинамики я попал в замечательный коллектив научных работников. Среди них были: Леонтьев Александр Иванович, Дмитриев Борис Александрович и много-много очень успешных кандидатов наук, каждый из которых уже работал над докторской диссертацией. Меня, как новобранца и МНС а прикрепили помощником к Александру Ивановичу Леонтьеву, который через несколько лет стал уже академиком Академии Наук СССР. В те годы в Энергетическом Институте вообще работала блестящая плеяда советских теплофизиков: Михаил Викторович Кирпичев, Михаил Александрович Михеев, М.А. Стырикович, замечательные “горельщики” Член-Корреспонденты А.Н. СССР А.С. Предводителев, Л.Н. Хитрин и многие другие. В институте решались проблемы государственного и международного значения.
Но о них - в другой раз