Не так давно я рассказывал о том, что МАЗ решился-таки снять с производства свою лучшую модель городского автобуса МАЗ 103 . И вот буквально на днях появилась новость о том, что и ЛиАЗ исключил из актуального модельного ряда «классику» - семейство ЛиАЗ-5256. Теперь в Ликино будут собирать только «низкопольники» и междугородный «Круиз».
В чем причина такого решения и почему автобус родом из СССР так долго продержался в продуктовой линейке автобусного завода – попробуем разобраться. А заодно пробежимся и по основным вехам истории семейства «5256» - там было много интересного…
Первые товарные образцы городского автобуса большой вместимости ЛиАЗ-5256 были собраны в конце 1985 года. Тогда 14 новых машин выкатились из цехов предприятия, на долгие десятилетия предопределив историю Ликинского автобусного завода. По всему выходит, что модель снимается с производства, едва отметив свое 35-летие. Грустный юбилей получился.
На самом деле, семейство «5256» и так сильно подзадержалось на конвейере. При наличии широкого модельного ряда городских низкопольных машин семейства «5292» держать про запас еще и такую древнюю модель было очень странно. Но…
Значительную часть заказов ЛиАЗа в последние годы составляли поставки в Москву и Подмосковье. Однако регион не только обеспечивал завод постоянным спросом, но и подсаживал его на своеобразную «иглу» - прекрати столица обновление парка пассажирской техники, и кто будет закупать эти современные, но весьма дорогие «низкопольники»? На предприятии это прекрасно понимали, поэтому в качестве страховки всю оснастку на производство семейства «5256» сохраняли и охотно брали заказы на выпуск таких автобусов.
К слову, классический ЛиАЗ-5256, представлявший собой городской высокопольный 11-метровик, сняли с производства еще в 2018 году. А до настоящего времени по разовым заказам собирали только полунизкопольный ЛиАЗ-5293 и междугородный ЛиАЗ-5256.
Окончательное завершение производства семейства «5256» «Группа «ГАЗ» прокомментировала так: «ЛиАЗ-5256 и -5293 заменены в продуктовой линейке более современными и отвечающими последним техническим требованиям низкопольными автобусами семейства ЛиАЗ-5292 (в городской и пригородной модификациях). Поэтому завершение производства ЛиАЗ-5256 и -5293 — это логичный шаг, отвечающий запросам рынка». Но, позвольте, семейство «5292» на конвейере стоит уже более десятка лет, неужели только сейчас оно смогло достичь такого уровня совершенства, чтобы сменить ЛиАЗ-5256 полностью?
Конечно же, нет – ЛиАЗ-5292 и иже с ним давным-давно стали самыми актуальными российскими городскими автобусами. Скорее всего, количество заказов на «низкопольники» стало настолько велико, что завод просто не успевает удовлетворять весь спрос. И теперь на предприятии максимально освобождают площади для того, чтобы хоть как-то увеличить свои производственные мощности.
Проведу краткий экскурс в историю ЛиАЗ-5256. Как ни крути, а 35 лет – это срок! Тем более, если быть крючкотвором, то «5256» исполнилось в этом году 42 года…
Дело в том, что первые опытные образцы автобуса модели 5256 для завода ЛиАЗ были собраны еще в 1979 году! Разработкой перспективного городского автобуса занимался Всесоюзный конструкторско-экспериментальный институт автобусостроения во Львове. Там же и были собраны первые машины ЛиАЗ-5256, отличавшиеся внешностью и компоновочными решениями не только от того, что потом пошло в серию, но и друг от друга.
Только к 1983 году, спустя четыре серии экспериментов, ЛиАЗ-5256 обрел те самые узнаваемые черты, которые помнят все.
Первый опытный образец ЛиАЗ-5256 был собран в Ликино-Дулево в 1982 году. Предполагалось, что уже к 1986 году завод будет штамповать до 10 000 таких автобусов в год. Но, как водится, не сложилось. Первая промышленная партия попала к транспортникам только в 1985 году. Причем автобусы были настолько сырые, что стоял вопрос, а можно ли их вообще допускать до перевозки пассажиров? Тем не менее, все прошло благополучно и машины пошли в серию.
Завод вел смелые эксперименты с семейством. На базе ЛиАЗ-5256 появлялись причудливые конструкции видеосалонов и передвижных кафе, таможенные пункты и медико-диагностические комплексы, штабные машины КГБ и МВД. Пожалуй, для их описания лучше сделать отдельную публикацию, чем перечислять их сейчас.
В широкие массы же, кроме городской машины с формулой дверей 2-2-2, пошла только пригородная модификация ЛиАЗ-5256 с формулой дверей 2-0-2. Имея четырехрядную планировку, она была рассчитана на перевозку 45 сидячих пассажиров и полную пассажировместимость 95 человек.
Именно на базе пригородной версии массово выпускались автобусы для перевозки детей.
Во время «лихих 90-х» ЛиАЗ предоставил права на сборку ЛиАЗ-5256 двадцати пяти различным предприятиям не только из России, но и из Белоруссии, Казахстана, Узбекистана и Украины. К 1995 году завод поставил «на сторону» несколько сотен машинокомплектов. К сожалению, качество «псевдоЛиАЗов» оказалось «ниже плинтуса», и модель практически полностью потеряла доверие транспортников.
Только волевое решение отобрать лицензии на производство и кропотливая работа по восстановлению репутации позволили вернуть семейству веру перевозчиков. В итоге заводу удалось не только восстановить спрос, но и начать выпуск новых модификаций.
Так в 2002 году на ЛиАЗе вернулись к теме выпуска сочлененных автобусов на базе семейства «5256».
Первая «гармошка», носившая индекс ЛиАЗ-Э6220, была создана еще в 1994 году. Автобус длиной 17,6 метров был рассчитан на перевозку 190 человек при 34 посадочных местах – для 195-сильного мотора КамАЗ-7408.10 это было даже многовато. Эксперимент был признан неудачным, и все дело закончилось изготовлением нескольких кузовов, которые позднее использовали в своих экспериментах московские производители городского транспорта.
А вот выпущенная в 2002 году модель ЛиАЗ-6212 оказалась намного удачнее. В примерно таком же кузове длиной 17,6 метров можно было перевозить 178 человек при 33 посадочных местах. Уже в 2003 году было собрано 254 «сочлененника», а к 2010 году, когда высокопольная «гармошка» окончательно сошла со сцены, было суммарно выпущено 1429 автобусов ЛиАЗ-6212.
В 2005 году на ЛиАЗе вспомнили о троллейбусах. Попытки использовать кузов «5256» без особого успеха предпринимались в 1983 году – модель 5257 львовского ВКЭИ, в 1988 году – ЗИУ-5256Т завода имени Урицкого и в 1991 году – «Альтерна» и МТРЗ. Увы, дальше опытных образцов дело не пошло.
А вот когда в 2005 в Ликино взялись за «рогатых» лично, дело наладилось. Были разработаны как высокопольные варианты ЛиАЗ-5280, так и полунизкопольные ЛиАЗ-52803, вмещавшие до 110 человек при 23 посадочных местах. Машины разошлись по десяткам российских городов, а несколько даже попали в Армению.
Интересно, что первое время троллейбусы ЛиАЗ-5280 собирали... на Волгоградском заводе транспортного машиностроения (ВЗТМ)! Однако как только в Ликино-Дулево оборудовали собственный цех сборки троллейбусов, отгрузка машинокомплектов в Волгоград прекратилась. К слову, сам ВЗТМ такого разрыва кооперационных связей не выдержал и быстро обанкротился.
Но надо заметить, что ЛиАЗ и без ВЗТМ все равно не был монополистом по производству троллейбусов в кузовах семейства «5256». Московский троллейбусный завод (МТрЗ) выпускал модель МТрЗ-5279 в различных вариациях автобусного кузова ЛиАЗ-5256. Кроме того в столице троллейбусами «а-ля ЛиАЗ» занимались Сокольнический вагоноремонтный завод (СВАРЗ) и Тушинский машиностроительный завод (ТМЗ).
В 2006 году в серию пошла полунизкопольная модель ЛиАЗ-5293. Машина не имела пригородной версии, а ярким отличием от ЛиАЗ-5256 являлось отсутствие ступенек на входе в первую и вторую служебную дверь. «Автобус-полумера» оказался не так уж и плох – в 2013 году он смог даже опередить по спросу своего родителя. А его производство продолжалось до нынешнего года.
Кроме ЛиАЗ-5293 долгожителем семейства «5256» стала междугородная модификация ЛиАЗ-5256 «Турист» - по крайней мере, так она иногда фигурировала в заводских бумагах. В 2002 году 45-местные машины заменили исчезающие с маршрутов «Икарусы».
Изначально сборка машин осуществлялась с Голицынским автобусным заводом (ГолАЗ), где в голые кузова «напихивали» положенную им начинку. Однако, после закрытия ГолАЗа, все производство было сконцентрировано на ЛиАЗе и завершилось только сейчас.
За все годы в Ликино было собрано более 25 000 различных модификаций семейства «5256». Некоторые из выпущенных в начале 90-х машин до сих пор остаются в рабочем состоянии.
А лично для меня ЛиАЗ-5256 запомнился как диковинный автобус, водитель которого на каждой остановке повторял как заведенный: «Не прижимайтесь к дверям. При превышении давления на дверь она отключается автоматически». За окном был Друскининкай образца 1990-го года, и этот автобус тогда был удивительным не только для меня…