Русское деревянное зодчество является одним из важнейших составных частей нашей культуры. Именно дерево определило архитектурно-художественные и конструктивные особенности культового зодчества и жилого строительства в нашей стране. Кижи, Малые Корелы, село Витославлицы в Новгородской области и другие музеи, куда свозили деревянные постройки для их спасения от разрушения и уничтожения – «Костромская слобода», «Коломенское», Суздальский музей деревянного зодчества и Мышкинский музей в Ярославской области… Всех и не перечислить, но еще больше список утраченных памятников деревянной архитектуры. Поэтому особое уважение вызывают энтузиасты, пытающиеся возродить исторические плотницкие традиции и искусство традиционного деревянного строительства. Примером такого «служения» делу является Мастерская Петра Карелина - архитектора-реставратора, знатока и исследователя русского зодчества и русской культуры. Проекты мастерской разрабатываются на базе серьезной исследовательской работы, что позволяет компании заниматься не только строительством деревянных домов, но и возведением и реставрацией церквей, в том числе и куполов с деревянной черепицей.
Одна из работ мастерской – баня «Верея» в Подмосковье, в которой функциональность соседствует с эстетичностью, как всегда и делали наши предки. Баня построена по проекту Егора Соловьева, лауреата премии АРХИWOOD 2014 года, в портфолио которого нимало спроектированных бань и деревянных домов.
Конструктивная основа бани - сруб из кедровых бревен диаметром 38-42 см, окладной венец выполнен из лиственницы. Кедровая древесина тоже влагоустойчива, но у лиственницы ядро даже прочнее заболони, что является уникальным свойством этого дерева. По существующей классификации лиственница относится ко 2 классу устойчивости древесины к биологическим факторам (из пяти).
Для увеличения площади при использовании стандартных бревен использована рубка «в иглу». При этом способе рубки соединения в углах чередуются - один конец бревна с остатком, другой без остатка, в «получашу». В результате из 6-метровых бревен получается в осях не 5, а 5,5 метров.
Парная:
Печь топится снаружи:
Охлупень и потоки также сделаны из лиственницы. Самая верхняя композиционная деталь дома – охлупень – известна под названиями «конек», «шелом» и «князек». В этом проекте он выполнен традиционно - в виде головы коня: «конь на крыше – в избе тише». Под ним "свисают" вниз резные полотенца или кисти. Поток - выдолбленное бревно, отводящее воду за пределы сруба и поддерживающее кровельный материал. Само бревно опирается на «курицы» - тонкие стволы с крюками, уложенные на скат кровли.
Кровельный материал полностью соответствует общей концепции строительства этой бани. Это деревянная черепица - гонт из колотой лиственницы, монтаж которой выполнил специалист своего дела Михаил Семёнов. Миф о ненадежности деревянной кровли – всего лишь предубеждение к дереву в эпоху металлических и полимерных покрытий. Колотый гонт не подвержен гниению и надежно защищает крышу от проникновения влаги – естественно, при соблюдении технологии производства материала и его монтажа. Пластины укладываются внахлест на пошаговую обрешетку с воздушным зазором. Для лиственничного гонта можно использовать оцинкованные гвозди и саморезы, а также монтажные скобы или гвозди, проваренные в олифе для защиты от влаги. Гонтовые кровли укладываются в три слоя.
Невозможно не обратить внимание и на резьбу по дереву, традиционно размещенную на конструктивно значимых элементах дома.