Оценка: 7 из 10
Победитель кинофестиваля «Сандэнс», обладатель «Золотого глобуса» и шестикратный номинант на «Оскар», драма «Минари» выходит в российский прокат 8 апреля 2021 года. Режиссёр: Ли Айзек Чун. В ролях: Стивен Ян, Хан Е-ри, Ют Ё-джон, Алан С. Ким и другие.
Минари – корейская трава, которая может прорасти где угодно. Подобно ей молодая корейская семья надеяться пустить корни в американской земле. Джейкоб (Стивен Ян ) вместе с женой Моникой (Хан Е-ри ) иммигрировали в Калифорнию ещё в семидесятых. После бесперспективных попыток осесть да заработать, преимущественно распределяя на фабрике по коробкам цыплят-мальчиков и цыплят-девочек, семейство Йи перебирается в сердце Америки – глухой сельский Арканзас, где в лесах и у ручьёв прячутся змеи да олени. Там их ждёт сомнительный домик на колёсах, пару десятков гектар плодородной земли и шанс наконец претворить в жизнь свою маленькую американскую мечту.
Начальные эпизоды «Минари» приятно отдают классикой Хаяо Миядзаки – «Мой сосед Тоторо». Молодая семья на двух машинах вот-вот заселится в свой новый домик, окружённый исключительно зелёным ландшафтом. Папа с гордостью показывает: здесь мы будем жить, указывая на скромных размеров дом на колёсах, войти в который без ещё пока не приделанной лестнице не так-то и просто. Дети поначалу не могут понять своих эмоций: старшая, без пяти минут подросток Анна (Ноэль Чо ) не особо воодушевлена, а вот младший, семилетний Дэвид (Алан С. Ким ), кажется, уже нарисовал у себя в голове, как будет бегать и прыгать, изучая каждый угол, каждую травинку вокруг.
Единственная, кто не разделяет всеобщего энтузиазма – Моника. И здесь мы будем жить? В километрах от цивилизации и особенно от ближайшей больницы, когда у нашего сына врождённый порок сердца, и он может в любой момент умереть, если ему не окажут помощь? Какой же из тебя отец, Джейкоб, раз ты привёз нас сюда? Позицию Моники понять по-человечески просто, но и у отца семейства цель благородная – он собирается на все свои гектары разбить большой огород, чтобы выращивать корейскую еду для таких же как они корейцев, скучающих по родине на американское земле. А заодно реализовать свой потенциал, обеспечить семью, стать настоящим кормильцем и образцовым отцом для своих детей, достойным членом общества, в конце концов – американцем.
Для режиссёра Ли Айзек Чуна эта картина имеет предельно личный характер – кино практически основано на его детских воспоминаниях о том, как его родители в эпоху Рейгана, эмигрировав из Кореи, пытались осесть в Штатах. Автобиографичность видна в некоторых эпизодах невооружённым глазом, отчего «Минари» обладает особой лиричностью, теплотой и реалистичностью, свойственным лучшим фильмам, ставящим во главу угла семейные ценности. К примеру, работам покойного Эдварда Яна.
Несмотря на то, что повествование чаще всего ведётся от лица Джейкоба, главным героем фильма является семилетний Дэвид, удивительным образом умещающий в себе корейские и американские начала. Он говорит на обоих языках, любит кимчи запивать кружкой «Маунтин Дью», однако настоящий культурный шок парнишка испытывает с приездом ещё одного ключевого для фильма персонажа – бабушки Сунджа (претендентка на «Оскар» за второй план Юн Ё-джон ). Для Моники приезд её мамы как спасение, для Джейкоба как неминуемая данность, а для Дэвида – начало новых отношений, становящихся эмоциональным ядром «Минари». Бабушка совсем «не такая»: она не готовит печенья, не читает сказки на ночь, не сюсюкается, зато как прожженный катала играет в карты, обожает американский реслинг по телевидению и не упускает возможности подколоть мелкого за то, что тот писается по ночам в кровать.
Кино при всём вышесказанном нельзя определить как исключительно ностальгическое, оно во многом следует форме жизнеописания: тут нет жанровых элементов или закрученного сюжета, куда больше акцент делается на созерцании человеческих (взаимо)отношений в общем плане и через призму иммигрантского опыта в частности. Отсюда – универсальность фильма. Что, несмотря на место действия (далёкая Америка 80-х) и действующих лиц (иммигранты, предприниматели), открывает перед совершенно любым зрителем одну сакральную мысль: семья была и останется важнейшим социальным институтом в жизни человека.
Такой относительной неспешности фильма и его лиричному тону прекрасно способствует нежный саундтрек теперь уже номинанта на «Оскар» Эмиля Моссери. Его музыка отлично идёт и вне контекста фильма, хотя, конечно, в отрыве – всё-таки не то, ибо композиции Моссери подобно пропущенной через сито муки придаёт картине воздушности, пышности и, как результат, создаёт более сочный аудиовизуальный покров.
Плавности переходов Моссери от клавишных инструментам к струнным не уступает и баланс актёрского мастерства, что плотно распределён по всему пространству фильма. Юный Алан С. Ким выдаёт один из ярчайших детских перфомансев за последние годы – наравне с Бруклин Принс из «Проекта Флорида» и Зейном Аль Раффеа из «Капернаума». А Стивен Ян, до этого как-то прочно ассоциировавшийся только с «Ходячими мертвецами», в кои-то веки дорос до сильной актёрской работы, которая не только принесла ему первую в карьере номинацию на «Оскар», но и способна открыть Яна всему миру заново.
Ли Айзек Чун скроил ладное и очень добротное кино, вложив в него частичку себя и довольно-таки успешно стерев границы между востоком и западом, частной историей и универсальными темами. «Минари» — без надрыва, скромное, жизненное кино, просмотр которого поначалу может даться нелегко. Но лёгкость обязательно придёт. Как после прочтения толстого, сложного, но искреннего и бережного к деталям романа.
Вадим Богданов, InterMedia