Найти в Дзене

Из чего сделана дорога: состав дорожного пирога (дорожная одежда)

Оглавление
Строительство дороги - сложный и высокозатратный процесс. Дорога - это не только верхнее асфальтовое покрытие, ограниченное бордюрным камнем, она состоит из нескольких слоев, которые в совокупности называют "пирогом". Здесь очень важно соблюдать определенный порядок этих слоев и их количество, в дальнейшем от этого будет зависеть качество и долговечность дорожного покрытия.

Что из себя представляет дорожная одежда?

Состоит:

  • Земное полотно (естественное основание или насыпной грунт)
  • Песчано-подстилающей слой
  • Щебеночно-подстилающей слой (щебень, ЩПС, ПГС).
  • Верхние слои из асфальта-бетонного покрытия.

Каждый слой уплотняется и сдаётся заказчику по Акту скрытых работ для устройства следующего слоя. На фотографии ниже, условное обозначение слоёв, так как размеры варьируются в зависимости от многих факторов.

От каждого подстилающего слоя, правильно выполненного, в дальнейшем будет зависеть долговечность использования автомобильной дороги. Если в конструктивных слоях будут нарушена технология строительства, дорожное покрытие придет в негодность, сократится срок службы, приведёт к образованию колейности, могут образоваться трещины и выбоины.

Устройство земляного полотна

Разрабатывается котлован, выравнивается основание, затем основание уплотняется грунтовым катком. Затем по порядку укладываются подстилающие слои дорожной одежды (инертные материалы), также послойно уплотняются катком. Дороги, предназначенные для движения по ним в том числе и крупногабаритного транспорта и большегрузов, также дороги с интенсивным движением, нуждаются в дополнительном 3 слое. Верхний слой асфальта выполняется или в 2 или в 3 слоя, это зависит от её назначения, если федеральная трасса, то 3, если региональная, то 2 слоя асфальта.

https://clck.ru/U9vzR
https://clck.ru/U9vzR

Бывают дороги с железобетонным основанием, укладывается на подушку и отвечает за прочность пирога дороги в целом. Состоит оно из стекловолокна или металлической арматуры, уложенной в один или два слоя и залитой бетоном. Этот слой также отвечает за теплоизоляцию. В конце также укатывается катком.

Слои дорожного покрытия

https://clck.ru/U9vzR
https://clck.ru/U9vzR

Особенностью дорожного пирога служит гидроизоляционная пропитка, защищающая от износа основные части дороги. Также для укрепления используют битум и различные пластификаторы.

Далее выдержка из СНиП (редакция СНиП 3.06.03-85), касательно устройства поверхностной обработки покрытий:

"13 Устройство поверхностной обработки покрытий

13.1 Общие положения

Работы по устройству поверхностной обработки покрытий следует проводить при температуре воздуха не ниже 15 °С. При использовании катионной эмульсии для устройства поверхностной обработки - при температуре воздуха не ниже 5 °С.

13.2 Устройство поверхностной обработки с использованием фракционированного щебня

13.2.1 При устройстве поверхностной обработки следует применять щебень марки не ниже 1200 из трудношлифуемых изверженных и метаморфических горных пород узких фракций с кубовидной формой зерен и размером зерен не более 20 мм. Щебень должен быть чистым, не содержащим пыли и глины.

13.2.2 При устройстве поверхностной обработки в качестве вяжущего следует применять битумы и полимерно-битумные вяжущие. Вяжущее должно выдерживать испытание на сцепление со щебнем, предназначенным для устройства поверхностной обработки. При устройстве поверхностной обработки на участках дорог с затрудненными и опасными условиями движения, а также в районах с резко континентальным климатом следует применять битум с добавками полимеров класса термоэластопластов."

И главный вопрос: почему дороги постоянно разрушаются?

Ответ прост: нарушение технологии и часто некачественные материалы, в дорогах очень много скрытых работ, ключевое слово "скрытых". Если бы дороги принадлежали кому-то по аренде, например, частному лицу или предпринимателю, и государство платило бы аренду за пользование этими дорогами регулярно, то дороги были бы идеальными, ведь если бы они не соответствовали требованиям, то государство отнимали бы возможность аренды и передавали бы управление другому предпринимателю, который на оплаченные деньги бы делал идеальную дорогу, ведь ему выгодно сделать один раз и качественно, чтобы не ремонтировать несколько раз. Я просто фантазирую, просто переработаю хоть какие-то варианты, ведь так хочется иметь гладкие дороги и убрать эти две российские беды.

-4

Если статья была интересна, и вы дочитали её до конца, поддержите проект лайком. Лайки влияют на развитие канала. И подписывайтесь на канал, пишите в комментариях).

Канал | ВК | Инста | Fb | Ок | YouT | Сайт

© Анатоль Иванов - заметки строителя

-5