82 года назад на территории берлинской пожарной части на улице Кёпениккер-штрассе запылали костры из картин. 1004 картины, написанные маслом, и 3825 рисунка превратились в пепел. Этим актом Адольф Гитлер показал народу свои предпочтения в искусстве.
Корни этого события уходят на многие годы в прошлое. В 1907 году в Венскую художественную академию подает документы абитуриент, но проваливает экзамены. Через год профессора снова не благосклонны к юному Адольфу, который мечтает стать художником. Когда Гитлер пришел к власти, то его любимым детищем стал Дом немецкого искусства. Он стал первым архитектурным сооружением Третьего рейха. На его открытии Адольф Гитлер очень долго с пеной у рта вещал о природе и предназначении искусства. Вход в здание украшала цитата со слов диктатора: “Искусство - это миссия, требующая фанатизма”.
Главным объектом ненависти Гитлера был авангард. Он определил две возможные причины в искажении живописи: преступный умысел и физиологические странности. Если художник писал авангардные картины намеренно, к нему рекомендовалось применять уголовные меры. Для нацистского представления о культуре было естественным сравнение нового искусства с психической болезнью. В случае такого дефекта - художникам следовало проводить эвтаназию или стерилизовать. Адольф Гитлер призвал отстранить от должностей сотрудников музеев и преподавателей, которые положительно отзывались об авангардном искусстве. По всей Германии прошли увольнения. 19 июля 1933 года закрылся Баухаус. В первый год власти нацистов многие прогрессивные художники уехали из страны. Чтобы внедрить нацистские правила в мир искусства, Гитлер дал четыре года. Он отдал приказ изъять авангардные картины и выставить их на выставке "дегенеративного" искусства.
Первая такая выставка прошла в Дрездене осенью 1933 года. В ней было выставлено 207 картин. По масштабу она значительно уступала следующей, которую организовали в Мюнхене. Там показывалось в три раза больше картин 112 художников. Комиссия по сбору “немецкого дегенеративного искусства с 1910 года” из государственных музеев вышла за рамки задания. Среди приговоренных работ были картины: Винсента Ван Гога, Огюста Ренуара, Поля Гогена, Василия Кандинского, Жоржа Брака, Анри Матисса, Пита Мондриана, Пабло Пикассо и других. Конфискация продолжалась до 1938 года. В конце концов было собрано более 16 тысяч произведений 400 художников.
После “дегенеративных” выставок картины выставили на международную продажу. Но так было спасено не очень много работ. Большинство из них ожидала судьба, описанная в начале статьи. Пламя уничтожения символически знаменовало собой победу Гитлера над свободным искусством. Когда я об этом думаю, то возникает ком в горле.