Об опасности и смертельности коронавируса миру не сказал разве что утюг и чайник. Из всех средств массовой информации каждый человек то и дело слышит, насколько катастрофична современная инфекция, сколько жизней она унесла, и как страдают люди, которым не посчастливилось встретиться с вирусом лицом к лицу. Все государства закрывают границы, вводят сотни ограничительных мер, масочный режим и много чего еще. Помимо этого, как и в 2020 году, лечебные учреждения массово остаются перепрофилированными под ковид и не принимают других больных. Моей семье за последний год случилось столкнуться как с самим коронавирусом, которым мы переболели легко (об этом можно прочитать здесь), так и с последствиями агрессивной государственной политики по так называемому "спасению жизней граждан", которая хуже самого ковида.
Сначала я хочу рассказать, что же с нами случилось, а потом уже изложу свои вопросы и мысли относительно того, что так быть не должно, и что увеличение смертности в стране в 2020 году - это дело "рук" не только и не столько вируса, а результат того, что государство за этот год сотворило с медициной.
Две недели назад мой муж подхватил легкую простуду: насморк, осиплость и небольшой кашель, то есть обычное сезонное ОРВИ. Так как живем мы в втроем (вместе с 7-месячной дочерью) в однушке, то следом заболела я, а потом и ребенок. Сначала мы думали, что дочь обойдется насморком, но через три дня она постепенно начала терять голос и хрипеть. При отсутствии кашля и температуры первое время ее состояние не вызывало особой тревоги, но затем ситуация стала ухудшаться, а прописанное педиатром лечение не оказывало должного эффекта. И если в понедельник была лишь легкая осиплость, то к четвергу ребенку стало действительно плохо: после стандартных утренних умываний и завтрака дочь к полудню резко стала вялой и сонной, на раздражители и игрушки реагировала слабо. Понаблюдав около часа за ее состоянием и поняв, что положительной динамики даже после лечебных процедур не наступает, я вызвала скорую помощь. Врачи приехали быстро (не более 15 минут, хотя время точно я не засекала) и констатировали у дочери острый ларинготрахеит, из-за которого отекли голосовые связки, и ей стало не хватать воздуха. После укола, который снял приступ, фельдшер рекомендовала нам отправиться в больницу. Конечно, в столь критической ситуации я согласилась и начала быстро собирать первые необходимые вещи, рассуждая, что остальное подвезет муж. Тем более, вблизи нашего дома расположено аж целых два больших детских отделения, ведь проживаем мы в городском округе Подольск - в одном из крупнейших городов Подмосковья.
Когда вещи были собраны, фельдшер уже позвонила и узнала, что для нас есть свободное место в инфекционном отделении одной хорошей детской больницы. И все бы здорово, если б она была в Подольске или Климовске, или хотя бы в Чехове, Серпухове, Видном, Домодедово. Но нет.... Ближайшая открытая нековидная больница со свободными местами оказалась в Коломне, то есть за 100 км от нашего дома. На мой вполне логичный вопрос: "А почему так далеко?" мне ответили, что это еще близко, а все остальное закрыто под коронавирус. Вариантов не было.... и взяв на руки сонную дочь, мы отправились в долгий путь.
Это только по телевидению показывают, как фельдшера чинно загружаются в новую машину "Скорой помощи", оснащенную всем необходимым, в том числе и для перевозки грудных детей. По факту же во дворе стояла старая и побитая жизнью "Газель", в которую один из врачей сел рядом с водителем, а другой вместе со мной отправился в салон. Там я опустилась на одно из двух сидений, пристегнулась ремнем, а дочь просто расположила у себя на руках. На резком торможении или в случае чего единственной страховкой моего ребенка были бы мои же собственные руки, их сила и цепкость. Ехать нам предстояло два часа по всем пробкам и светофорам.
За время поездки дочь успела пару раз вспотеть насквозь, а потом замерзнуть, потому что на руках от меня ей было жарковато, а целостность салона "скорой" оставляла желать лучшего, и по нему просто гуляли сквозняки. То и дело то от окна, то от двери отваливались резинки, что-то где-то грохотало и стучало. Самом собой, больным в машине не до роскоши, а вот фельдшеров мне стало жалко: шум, пробки, гам, сквозняки здоровья точно не прибавят, так еще и работа тяжелая и нервная. За два часа дерганного движения меня прилично укачало, и врачом мне было любезно предложено дежурное для таких случаев ведро. Хорошо, что не понадобилось. Дочь же успела выспаться, и даже начала проявлять слабый интерес к окружающему миру, поглядывая то на меня, то на фельдшера. О том, что держать два часа на руках ребенка весом 8,5 кг в зимней тяжелой одежде в движущемся автомобиле - это отдельное удовольствие, я подробно рассказывать не хочу.
Когда мы наконец-то доехали, водитель еще какое-то время искал, как все же заехать в больницу, а потом фельдшеры сдали нас в приемное отделение и поехали обратно два часа стоять по пробкам в сторону Подольска. Мы же еще полтора часа просидели в приемной, где в первую очередь мне и дочери сделали экспресс-тест на ковид, который, что ожидаемо, оказался у обеих отрицательным. Уже потом я задалась вопросом, а что было бы, будь он у нас положительным? Отправили бы обратно в сторону Подольска в ковидное отделение на другой "скорой"? А если бы тест был положительным только у меня? Дочь бы положили одну в 7 месяцев? А если бы только у ребенка нашли коронавирус? В общем, непонятно. (если кто из читателей знает ответ на хотя бы один из этих вопросов, напишите, пожалуйста, в комментариях)
Не вдаваясь в медицинские подробности оформления ребенка и родителя в инфекционное отделение стационара скажу лишь, что в палате мы оказались в 18:40. То есть с момента приезда бригады "скорой помощи" (с 14:00) до госпитализации грудного ребенка в средне-тяжелом состоянии (так потом написали в выписке) прошло 4,5 часа.
О самой Коломенской больнице рассказывать не буду, лишь отмечу, что там работают очень хорошие люди и специалисты, которые действительно понимают, что надо делать и как помочь, а также готовы поддержать в трудную минуту и мать, и ребенка. За это им отдельное огромное спасибо!
В общем, после такой затянувшейся госпитализации, у меня возник ряд вопросов, на которые я хочу знать ответы (помимо экспресс-теста на ковид):
1. Как можно так организовать логистику оказания НЕОТЛОЖНОЙ медицинской помощи, что до ближайшей больницы надо ехать 100 км?
Как я после выписки узнала у нашего участкового педиатра, нам действительно еще очень повезло с Коломной. Часть детей с нашего участка увозили в Сергиев Посад и Электросталь, а это 3-4,5 часа пути по пробкам даже на "скорой". Одного ребенка везли 3 часа с судорогами и температурой 40.
Еще во время пути в Коломну я спрашивала у фельдшера, а что было бы, если б моя дочь была в более тяжелом состоянии? Мне уклончиво ответили, что все решается по ситуации, но скорее всего ничего не изменилось бы.
То есть, пока все получается так, что неотложная помощь перестает быть именно неотложной. Живя в огромном городе с развитой инфраструктурой, мне и моему грудному ребенку в случае чего придется надеяться, что свободные места будут хотя бы в двух часах езды, и что врачи "скорой" смогут в экстренной ситуации сделать все тоже самое, что могут в больнице.
Может, я здесь не права, и по факту, если бы ситуация была критической, нас привезли бы даже в ближайшую, хоть и ковидную больницу, и приняли бы все меры по спасению жизни ребенка. Хочется верить, что так. Иначе же увеличившаяся смертность за последний год - это явно не только ковид, но и вот такие разъезды по 100 км в поисках больницы.
2. Есть ли какая-то подстраховка у "скорой", которая четыре часа тратит только на то, чтоб госпитализировать одного пациента?
Я не знаю точно, лишь пытаюсь предположить, поэтому рассуждаю с точки зрения логики. Допустим, на станции Скорой помощи в один день дежурят 10 бригад, которые разъехались по вызовам. И предположим, что 7 пациентов нуждаются в госпитализации, а следовательно, 7 бригад отправились в "гастрольный тур" по свободным нековидным больницам Московской области, то есть на 4-5 часов эти самые фельдшеры и врачи из работы выпали, они ведь едут в Ногинск или Дмитров. И что тогда получается? Остается всего 3 машины "скорой" на весь большой город? Или же в таком случае на работу в срочном порядке вызываются еще специалисты? Непонятно мне это. Но пессимистичный вариант звучит как настоящая катастрофа.
3. Как госпитализированный пациент должен добираться после выписки обратно домой?
Хорошо, что в моей семье есть машина, и доставка одежды и нужных вещей (а возможности выйти из инфекционного отделения у меня физически не было) стала вопросом времени, но при этом не превратилась в приключение. И после выписки меня и дочь забрали родные, и мы спокойно в автомобиле за те же два часа доехали до дома.
А что делать тем, у кого машины нет? Хорошо, туда более или менее комфортно доехали на машине "скорой", а как обратно? Как матери с грудным ребенком без коляски и каких-то подручных приспособлений еще и с набором вещей вернуться из той же Коломны в Подольск? Общественным транспортом? На нескольких автобусах или двух электричках, потратив на это минимум 5 часов? Или же вызывать такси, заплатив за него в лучшем случае 3300 руб (данные взяты с ЯндексGo) без детского кресла, или с ним же, но уже за 6800 руб (тоже с ЯндексGo)? Мягко говоря, не каждый может потратить такие деньги. А других вариантов и нет. Хотела бы я предложить тем, кто придумал такую медицинскую логистику, самим пройти подобный квест с только переболевшим грудным ребенком в одной руке и пакетом с вещами в другой.
Все эти вопросы пока что для меня не имеют ответа или же ответ кажется мне настолько ужасным, что не хочется в него верить. Возможно, у вас есть больше информации или же подобный опыт, который поможет мне прояснить данные моменты. Буду рада пообщаться относительно настоящей статьи в комментариях.
И еще раз повторю: к самому медицинскому персоналу (как к бригаде "скорой", так и к врачам Коломенской больницы) у меня нет ни единой претензии. Эти люди - отличные профессионалы, выполняющие свою работу ответственно и качественно, за что им огромное спасибо. Но условия, в которых они оказались и вынуждены спасать жизни и здоровье людей - это катастрофа, и вообще непонятно, будет ли лучше.
Спасибо!