Британские военные были наверно последними, кто сохранил в начале 20-го века, хотя бы частично, понятие офицерства не только как права командовать, но и как обязанность содержать и снабжать свою часть. В 1915 году алмазный магнат и авнтюрист Джон Уиллоуби создал бронеавтомобильную бригаду, для которой были построены четыре бронированных автомобиля - Leyland Armored Car, произведенные на фирме Лейланд, ведущем поставщике британской армии.
Leyland Armored Car/Бронированный автомобиль Лейланд
Страна: Великобритания
Год производства: 1915
Производитель: Leyland Motors
Шасси: Leyland 3-ton Truck
Двигатель: 36 л.с.
Кол-во выпущенных: 4
Боевая масса: 5000 кг
Экипаж: 6
Вооружение: 2x.303 Vickers gun
Бронирование: 4,76 - 6,35 мм.
Длина, мм ~5000 Ширина, мм ~2000 Высота, мм ~2200
Эта статья продолжает цикл о боевых колесных машин Британской короны, предыдущую статью цикла можно почитать здесь: На службе короне... Часть 17. AC Armored Light Car. 1914. Английский доброволец на гоночном шасси.
Сэр Джон Уиллоуби (Sir John Willoughby) был участником знаменитого новогоднего рейда Джеймсона (Jameson Raid) в последние дни 1895 года. Рейд инициированный знаменитыми "бриллиантовыми королями" Сесилом Родсом и Альбертом Бейтом, должен был привести к восстанию англоязычного населения и в итоги объединения всего юга Африканского континента под Британской короной. Если англо-бурские войны можно, вслед за Лениным, считать началом эпохи империализма, то именно "несанкционированный" рейд полицейских из южноафриканских британских протекторатов на Трансвааль стал "первым" выстрелом эры империализма, в итоге приведшим к Первой мировой войне. 5-й Боронет Уиллоуби имел интересы в добыче золота и алмазов и взял на себя руководство боевиками, когда две банды рейдеров соединились около Йоханнесбурга. За вооруженный мятеж против правительства буров Сэр Уиллоуби получил огромный срок в 10 месяцев тюрьмы.
К весне 1915 года региональный европейский конфликт превратился в полноценную мировую войну, Сэр Джон Уиллоуби с настороженностью следил за происходящим в Африке, обеспокоенный защитой своих коммерческих интересов в золотодобыче. Просто сидеть и ничего не делать Джон Уиллоуби не мог. Примером для баронета стали морские авиаторы, создававшие с начале войны в Европе собственные "пиратские" бронеавтомобильные части. Но армия и флот в Британии всегда были далеки друг от друга, и в то время, когда части RNAS уже вооружались вполне современными бронеавтомобилями, армия ждала обещанных танков. По примеру командора Оливера Локкер-Лампсона, который на собственные средства сформировал Бронедивизион для России (Armoured Car Expeditionary Force (ACEF), Russian Armoured Car Division), Джон Уиллоуби решил сформировать и возглавить броневую часть для её применения в Восточной Африке. Четыре броневика и вспомогательные грузовики были заказаны Уиллоуби у фирмы Лейланд моторс.
Leyland Motors вплоть до 1920-го года не выпускал легковых машин, зато был известен как крупнейший поставщик грузовиков и автобусов. Созданная в 1896 году Джеймсом Самнером (James Sumner) в городе Лейланд в Ланкашире, фирма, переименованная в Ланrаширские паровые двигатели Lancashire Steam Motor Co, выпускала паровые двигатели и рутьеры, и самое важное, что нужно в Британии - газонокосилки.
В 1907 году, изменив имя на Leyland Motors, компания занялась выпуском грузовиков. В 1912-м году фирма выиграла первый армейский тендер на поставку 88 грузовиков. На военных испытаниях только 1,5 и 3-х тонные машины от Лейланд полностью соответствовали требованиям военных для стандартного грузовика. Во время войны машины поставлялись в авиационные подразделения как армии, так и флота - Royal Flying Corps (RFC) и Royal Naval Air Service (RNAS). А немного позднее, после объединения под одним командованием всей авиации, 3-х тонная машина была стандартизирована как 3-ton R.A.F. type - стандартный 3-х тонный грузовик Королевских аваиционных сил. Грузовик оснащался сначала 32-х, а затем и 36-ти сильным рядным четырехцилиндровым двигателем.
3-х тонные машины вошли в список грузовиков, которые субсидировались правительством для закупок частными лицами, в этом случае при требовании правительства грузовики должны были быть переданы в армию в течении 72-х часов. В 1914-м году на фирме работало полторы тысячи сотрудников и до начала войны было выпущено 2,092 грузовика в дополнение к 415 паровым вагонам. С началом войны производство было полностью сконцентрировано на военных заказах, до конца боевых действий было выпущено 5930 грузовиков для военного департамента, на фирме в 1917 году работало 3000 сотрудников.
Стандартный трехтонный грузовик Leyland активно использовался в частях Army Service Corps, в RAF на его базе строились инженерные фургоны, ремонтные мастерские и электрогенераторы. В конструкции грузовиков Лейланд не было чего-то выдающегося, секрет успеха был в удачных конструкциях всех узлов - мощной рамы, простого 4-х цилиндрового двигателя, 4-х скоростной коробки передач и карданного привода на заднюю ось. А в итоге получилась очень удачная и долгоживущая конструкция.
Стандартный грузовик Leyland 3-ton Truck с колесной базой 13 футов 11 дюймов (4210 мм) был выбран для создания броневиков для Восточной Африки. Уиллоуби полностью профинансировал создание 1-й автомобильной батареи, который должен был применяться в составе Армейского корпуса снабжения (1st Motor Battery of the Royal Army Service Corps). Кроме 4-х броневиков в состав батареи вошли грузовики и мотоциклы. Сэр Уиллоуби вместе с бригадой бронеавтомобилей в качестве её командира отправился в Африку. За свой счет баронет не только построил броневики и закупил грузовики и мотоциклы, но и набрал экипажи, а так же полностью обеспечивал их снабжение и боевую работу. В состав батареи кроме 4-х броневиков входили четыре 3 -х тонных грузовика, четыре 1,5-тонных грузовика, одна автомастерская, три легковые машины, все машины были на шасси Лейланд, и 18 мотоциклов Дуглас (Douglas). Броневики получили регистрационные номера 4015- A, 4016- B, 4017- C, 4018- D.
В конструкции бронемашины сразу были учтены предполагаемые условия использования. Броневики получились достаточно крупными. Бронекорпус имел сложную схему бронирования, но для упрощения изготовления использовались только плоские листы брони толщиной от 4,76 до 6,35 мм. Моторный отсек был полностью бронирован, защита радиатора имела небольшой наклон с двумя поднимающимися "жалюзями". Отделение управления имело высокую крышу и большой наклон лобовой брони для повышения эффективной толщины. Боевое отделение было чуть ниже отделения управления и отличалось от обычного бронирования типа "шкаф" наклонной верхней частью с амбразурами для стрельбы из личного орудия и винтовок.
На крыше боевого отделения была смонтирована многоугольная пулеметная башня. Дверь в боевой отсек располагалась справа, слева были подвешены мостки для преодоления препятствий. В корме бронекорпуса была размещена вторая позиции для пулемета. Машина имела дополнительный пост управления сзади для удобства управления при движении задним ходом, что активно практиковалось на русском фронте и требование к дублирующему посту управления в 1915-м было включено в русское ТЗ на броневики, заказываемые в Англии. Для увеличения проходимости бронекорпус был поднят максимально высоко и все что могло зацепится за ветки деревьев была убрано с рамы и спрятано под бронекорпус. Нижняя часть бронемашины не защищалась броневыми листами, но там ведь и повредить было нечего.
Для того, что бы потешить самомнение спонсора и командира части, её неофициально называли как Первая автомобильная батарея или Батарея Уиллоуби (1st Motor Battery of the Royal Army Service Corps), хотя в документах часть именовалась более прозаично - 322 рота, Корпуса Снабжения Армии (322 Company, Army Service Corps). Часть была сформирована в феврале 1915-года и отправлена в Германскую Восточную Африку (современные Бурунди, Руанда и Танзания) в марте 1916 года одновременно с двумя батареями Роллс-Ройсов. Уже в Африке стало понятно, что броневики на шасси Лейланд были слишком тяжелыми для африканских условий. Для того, что бы хоть немного улучшить проходимость на колеса были добавлены реборды, машины были максимально облегчены.
Одна из машин была оснащена колесами для железнодорожного хода и использовалась как бронированная автодрезина. Никакого существенного влияния на боевые действия в Африке бронемашины Лейланда не оказали, применяясь в основном как транспортеры для пехоты при переброске подразделений между опорными пунктами по относительно хорошим дорогам.
Ближе к концу года 1-я батарея Уиллоуби была переброшена в Египет под прямое командование Royal Army Service Corps, что не понравилось баронету Уиллоби, который подал в отставку в знак протеста, а сами бронированные Лейленды были отправлены в Месопотамию, где для облегчения с них сняли башни и попробовали превратить в зенитные машины. В июле 1917 года батарея была возвращена в Англию, где и была расформирована, а все броневики Leyland были разбронированы..
Несмотря на относительную неудачу с применением Leyland Armored Car их конструкция была достаточно интересной и могла стать основой для средних колониальных бронетранспортеров при использовании полноприводного шасси, которого однако не было у англичан.
Эта статья продолжает цикл о боевых колесных машин Британской короны, предыдущую статью цикла можно почитать здесь: На службе короне... Часть 19. Wo;seley Armored Car. 1915. В штате Лондонской конной бригады.
WAR CARS. British Armoured Cars in the First World War, David Fletcher, ONDON HER MAJESTY'S STATIONERY OFFICE, 1987
http://aviarmor.net/tww2/armored_cars/greatbritain/leyland_al.htm
Machine Gun Corps (Motors) – 'MGC(M)' | gillww1
https://gillww1.wordpress.com
https://armoredcars-ww-one.blogspot.com/2012/12/british-leyland-armoured-cars-in.html
https://www.gracesguide.co.uk/Leyland_Motors