Давайте повторим очевидное и всем известное: главный бич российских блокбастеров — это постоянные попытки «ответить» Западу, который у русских ничего не спрашивал, западными же приемами, на использование которых прав никто не давал.
Вместо того, чтобы экранизировать российские сказки и легенды, которые содержательно сильнее, чем многие комиксы Marvel, или придумывать истории, подходящие русской культуре, Сарик снимает откуда-то слизанную супергероику, а Бондарчук повторяет то ли «День независимости», то ли «Район №9». Попытки перенести формулы успеха проектов популярных и сделанных в Голливуде, на отечественный кинорынок ожидаемо проваливаются либо финансово, либо с позиции зрительских симпатий. Русская культура — вещь самостоятельная и самодостаточная, а значит герои ей нужны соответствующие.
Майор Гром — это хороший полицейский, о котором грезит россиянин. Честный, бескорыстный, страстно увлеченный идеей очистить город от преступности — причем способами, которые ходят на грани между законами РФ и законами уличной справедливости. Он олицетворяет то, что в известных американских проектах показывали пары крутых копов: он чертовски успешен и безжалостен, как герои Скалы и Сэмюэла Л. Джексона из «Копов в глубоком запасе», но разрушителен, как «Плохие парни». Он тот оперативник, которого в российских сериалах называют ментом либо с уважением, либо со страхом (второе свойственно, конечно, преступникам).
Враг его — Чумной Доктор. Доктор — тоже мечта, но уже тайная, о которой говорить не принято. Линчеватель в маске, который спасает народ от тех, с кем система бороться не может. Гром, конечно, крут, но на одного бравого майора найдется целый отдел бездельников и судья, который стучит молотком после СМС о пополнении счета.
Чумной Доктор в фильме — это не плохой богач из блокбастеров стран, которые в XXI веке грезят социализмом, а своеобразная зарисовка о том, кого мы привыкли считать супергероем, ставшим темнее сАмого темного рыцаря. Лучше самого образа только параллели, которые проводят герои: Доктора не сравнивают с Таносом или другим комикс-злодеем, а рифмуют его идеологию с теорией Раскольникова. Это приятно. Да и Гром на роль Порфирия Петровича подходит больше, чем на позицию Брюса Уэйна или Стива Роджерса.
Приятно, потому что «Майор Гром» — это большой русский проект. Конечно, никто не показал заваленный окурками и проигравший войну с плесенью районный УВД, а по улицам не ходят наши любимые космонавты, но по характеру — это фильм про Россию. Про нарастающее недовольство судебной системой, социальное расслоение, прогнившую полицию и коррупцию (ко всему этому еще вернемся). Про русских людей, часть из которых могла бы поддержать такого Чумного Доктора и проснулась бы только после подключения «четких» ребят с принципами, которые решат все исправить (Kyivstoner прекрасен). Да и в деталях здесь русская культура: на фоне не ремиксы на Imagine Dragons или черный рэп, а перепетая Дельфином детская считалочка и кавер на народную «Перемен». А крутые парни носят не Oversized-майки Lakers, а флаги «Зенита» (не можем винить петербуржцев в симпатиях к родной команде и не будем обзывать их бездомными).
В той самой «русскости» и главная проблема: к фильму Трофима нет вопросов как к произведению в вакууме. Да, местами он написан не на Оскар, но и задачи такой нет, а со всеми условиями успеха в своем жанре фильм справляется. Кто-то поспорит и скажет, что Грома недостаточно прописали, но как по мне, герою нужна загадка, а не очередной супергероиский ориджин. Честный российский полицейский не Питер Паркер, у него травмы посерьезнее и говорить о них сложнее.
Вероятно, для любой другой постсоветской или более удаленной страны фильм сработает без «но», НО у родного зрителя картина неизбежно вызовет вопросы политического характера. Я не о том, что в фильме никто не орет о бесконечной коррупции и ошибках в системе, в чем почему-то картину обвиняют многие рецензенты: во-первых, это в «Громе» есть, пусть иногда и проговаривается с остающейся в уме присказкой «все все понимают», а во-вторых, тенденция любить творцов только за оппозиционные взгляды начинает серьезно подбешивать. Если бы «Гром» не давал однозначных политических оценок, к нему не было бы вопросов, но проблема в том, что в нынешней России не особо актуален сюжет о разрушительных протестах и зловещих социальных сетях.
Идея о том, что не стоит класть на плаху головы продажных судей и ненавистных власть имущих всегда актуальна и по-своему важна для российской оппозиционной молодежи, риторика которой иногда пугает (даже 19-летнего студента, который от нынешней власти мягко скажем не в восторге). Вот только вся русская агрессия по отношению к силовикам и правителям остается в Твиттере, а на улицах все мило и цивильно. Такое нравоучение сейчас — это вода, которую начинают лить на раскаленную сковородку, потому что людей, которые ведут себя спокойно и рассудительно (в большинстве) приравнивают к более радикальной и менее конструктивной версии французских «желтых жилетов». А когда подобные идеи соседствуют с киношным молодым миллиардером, поразительно похожим на Дурова, который создал для своих карательных целей анонимную площадку, которая поразительно похожа на симбиоз «ВКонтакте» и Telegram, сам собой напрашивается вопрос о том, не продались ли случайно авторы. Не могли же главный актер и режиссер триумфальной короткометражки про Грома уйти из проекта, который лишили всех острых политических высказываний оригинала и заменили на что-то конформное, просто потому что перегорели.
Но ощущения после «Майора Грома» приятные. Особенно если постараться представить, что все показанное в нем — это вымышленная питерская история, которая высказывается о методах борьбы с несправедливостью, а не о темной стороне тех, кто этой борьбой занимается. Образ Дурова ведь сам собой выплывает, когда мы думаем про успешного молодого предпринимателя из Санкт-Петербурга. Вставили первого, кто пришел в голову.
Хотелось бы верить, что отличный российский блокбастер не падет в чан пропаганды: причем ни кремлевской, ни альтернативной.