Под термином «Культурно-просветительская работа» понимают направленную деятельность клубных учреждений, массовых библиотек , парков и садов культуры и отдыха; большое место занимает КПР. в работе музеев, кинотеатров, театров и др. учреждений культуры, а также радио и телевидения…. способствующую культурному росту человека. (Большая советская энциклопедия)
Новая реальность культурно-досуговой сферы.
На протяжении многих лет культурно-досуговые учреждения были центром притяжения населения городов и сел Советского Союза.
В новой же России, где появились альтернативы, в виде частных развлекательных центров, клубов, частных школ, студий и креативных пространств, КДУ не выдерживают конкуренции. Двигаясь по инерции «прошлого экономического уклада» они стали самой консервативной культурной институцией, не склонной к изменениям, и , существуя в парадигме устаревших паттернов остаются «на обочине» процессов социокультурных трансформаций и технологического развития адекватных времени.
В результате последние тридцать лет сокращается количество упоминаний КДУ в контексте дискуссий о культуре – все больше людей под понятием «сфера культуры» подразумевают музеи, театры, музык у , изобразительное искусств о и, реже, кино.
Между тем, для малых городов и сельской местности – это, порой, единственное место, где население может прикоснуться к культурным практикам, но если ничего не менять – либо закрытие, либо смена профиля (в концертный зал), либо запустение и превращение в бизнес-центры (ДК им.И.И.Газав СПб), либо торговый центр “а-ля рынок” (легендарная «Горбушка» в Москве).
Возможно, поэтому Министерство культуры решило реанимировать культурно-досуговую сферу с помощью конкурса «Дом культуры. Новый формат».
Но готовы ли специалисты работать в новых форматах, а самое главное – создавать эти новые форматы, внедрять их?
«Таких не берут в космонавты» (гр. «Манго-Манго»)
Наша страна славится подвижниками. Именно они ломают стереотипы и находят новые пути и инструменты развития для своих сфер деятельности. Но «Один в поле - не воин» и только объединяясь в сообщества единомышленников можно двигать рамки настоящего и заглянуть в будущее. Только создав желаемый образ будущего можно определить как, с чем и с кем достичь этого будущего. Один из авторов статьи (С.Зорин), уже в этом 2021 году, принял участие в серии «Лабораторий Будущего» для школьников и обратил внимание на то, что в образе желаемого будущего ребят, их родителей и учителей никто не упоминает традиционный формат учреждений культуры . Но все они говорят о пространствах, где они смогут общаться между собой и реализовывать собственные проекты, смогут каким-то образом взаимодействовать с интересующими их областями знаний, культуры и людьми – носителями этих знаний.
Таким образом, для нас становится понятно, что работникам культуры нужно быть готовыми к изменениям и трансформации учреждений культуры, готовыми ломать консервативные паттерны и сформулировать образ будущего (ценя и уважая прошлое).
Для этого необходимо понять : Какие навыки работников культуры будут востребованы в будущем и как обеспечить обретение этих навыков сотрудниками до того, как их отсутствие станет критичным; Каких «космонавтов» (специалистов с каким и знаниями и компетенциями) необходимо привлекать к работе; самый важный вопрос: для КОГО мы будем работать через 5-7-10 лет?
Дорога без конца… (из песни к к/ф «Никколо Паганини»)
«Осознание неизбежности изменений».
Для того, чтобы деятельность отвечала новому времени, необходимо признать тот факт, что изменения неизбежны и единственными акторами этих изменений будут сами люди и сообщества. Больше не существует одного, единственно верного вектора развития или программы действий. Их бесконечное множество и единственные ограничители – сами же люди.
«Поиск векторов развития» .
Определить, какие именно изменения необходимы позволяют Стратегические сессии, Форсайт-сессии и Лаборатории будущего - существующие методы работы с будущим, применяемые в других отраслях. Адаптированный под задачи культурной сферы формат Лаборатории будущего объединяют в себе техники проведения и форсайта, и стратегических сессий. Особенность этого формата заключается в межпоколенческом поиске ценностного развития в рамках конкретного творческого коллектива, учреждения культуры и территории. Это позволяет создать более четкий и приемлемый образ будущего и самого процесса развития культурного пространства.
«Делаем продукт, а не услугу»
Прошло то время, когда можно было долго что-то готовить и дальше ждать, будет ли это востребовано. Сейчас существует множество инструментов, которые позволяют выпускать , почти гарантировано , востребованные продукты и не использовать современные методы работы с аудиторией как минимум странно. Попробовать Customer Development, например, чтобы определить, что может предложить коллектив на основе имеющихся ресурсов и что из этого будет востребовано публикой , может каждый.
«Эволюция изменений»
Необходимо заложить систему постоянного развития. Мир никогда не остановится. Эволюция или развитие – базовое свойство окружающего мира, – умножается на технологическое развитие, порожденное цивилизацией. Это означает, что в любую систему необходимо закладывать инструменты ее развития, важным показателем работы которых будет опережение развития окружающего мира, за счет постоянного обучения и развития каждого члена коллектива.
И как КОНТРОЛЬНАЯ ТОЧКА развития - осознанный и регулярный возврат к Шагу «Осознания неизбежности изменений».
Рассвет эпохи
Может показаться, что это замкнутый круг, но это спираль, ведущая вверх, вечный генератор изменений и развития, который будет использовать существующие проекты в качестве опоры для будущих изменений.
Только так культурно-досуговая сфера вновь станет важной опорой развития общества.
Авторы :
Сергей Зорин, консультант, навигатор, специалист по сопровождению изменений и пересборке компетенций https://www.instagram.com/sergeyzorin.consult/
Владимир Еленко, исполнительный директор по работе с регионами Российского творческого Союза работников культуры, член Правления Санкт-Петербургского отделения РТСРК