Китайские кредитные соглашения просто кабальные. Они содержат бесчисленные ловушки, которые лишают государство-должника их государственного суверенитета и нарушают их политическую волю. Так они становятся игрушкой в руках Пекина.
Единица с 12 нулями - это сумма в долларах, которую Китай предоставил в качестве ссуд менее развитым странам. Как сообщают немецкие газеты Die Welt и Süddeutsche Zeitung, контракты на эти миллиарды частично засекречены и содержат в высшей степени кабальные положения. Они ссылаются на международную команду экономистов, которые проанализировали более 100 таких контрактов на сумму почти 35 миллиардов долларов между Китаем и 24 развивающимися странами. Эти соглашения постоянно лишают заемщиков государственного суверенитета, нарушают их политическую волю и превращают их в игрушку в руках Китая, сообщают две газеты со ссылкой на отчет американских и немецких экономистов под названием «Как Китай дает ссуды».
Как хорошо известно, в последние годы Пекин стал крупным кредитором менее развитых стран, включая проект «Один путь, один пояс», также известный как Новый шелковый путь . По данным исследователей из Бостонского университета, которые входят в международную команду, в период с 2008 по 2019 год Китай предоставил этим странам ссуду почти на 1 триллион долларов. Среди стран с самыми крупными кредитами - Пакистан, Венесуэла и Ангола.
Удивительно кабальные условия
Профессор Кристоф Требеш из Немецкого института экономических исследований, который также участвует в исследовании, сказал СМИ: «Китайские контракты содержат положения, запрещающие заемщику раскрывать условия кредита, а иногда даже само существование подписанного контракта".
Китай скоро будет номером один во всем.
Профессор Требес подчеркивает, что речь идет не об обычных, классических кредитных соглашениях, таких как те, которые заключаются частными или государственными банками. Он считает некоторые пункты «чрезвычайно странными» и говорит о «гибридных контрактах», которые содержат элементы частного и государственного кредитования.
Особое удивление Требеша вызывают условия расторжения контракта китайской стороной, закрепленные в таких контрактах. Пекин оставляет за собой право в одностороннем порядке приостановить кредитование, например, если страна разорвет дипломатические отношения с Китаем или если эта страна сменит власть. В этой ситуации должник должен выплатить полную сумму. В некоторых договорах даже есть пункт о том, что Китай может расторгнуть их в одностороннем порядке, если произойдут политические изменения в самой КНР. Подобные заявления фактически превращают страны-должники в политических заложников Пекина.
Примерно треть контрактов, проанализированных в отчете «Китай распределяет ссуды», включает, например, обязательство заемщика хранить деньги в определенных банках, которые китайские власти могут изъять в случае неплатежеспособности должника. Эта оговорка дает Китаю еще одно преимущество в конкуренции с другими потенциальными кредиторами.
Еще одна ловушка, созданная секретными кредитными соглашениями, которые Китай заключает с менее развитыми странами, - это явный запрет на банкротство, прибегают к посредничеству так называемого «Парижского клуба» - неформальной организации стран-кредиторов, которая помогает прощать и реструктурировать государственные обязательства. Таким образом, Китай обеспечивает право вести переговоры с различными третьими сторонами о реструктуризации долга в случае несостоятельности должника - и, таким образом, получить условия, более благоприятные для него и менее благоприятные для должника.
Агрессивное поведение
Süddeutsche Zeitung вкратце пишет: «Однако для многих стран сделки с Китаем остаются привлекательными. Этим странам не хватает базовой инфраструктуры, капитала и инвесторов, готовых пойти на риск. И Китай готов - и предлагает то, чего не предлагают другие инвесторы. Однако это накладывает ограничения».
А газета Welt прокомментировала сомнительную кредитную практику Китая со ссылкой на историю: «Времена несправедливых контрактов глубоко укоренились в исторической памяти китайцев. С середины XIX века до начала Первой мировой войны европейские колониальные державы вынудили китайского императора открыть страну для западных гешефтаров и даже уступить такие территории, как Гонконг и Макао. Сегодня для каждого китайца это время - «век унижения» - именно здесь коренится самоуверенность и даже агрессия, характерные для сегодняшних китайских правителей на международной арене. Китай уже сам по себе стал великой державой и экономически проникает даже в самые отдаленные уголки мира. Особенно для менее развитых стран Пекин сегодня диктует соглашения, которые мы можем смело назвать «неравными».