Найти тему
Татьяна Костырева

Баять байку про балалайку

Нина Степановна Мешавкина   Фото Татьяны Костыревой
Нина Степановна Мешавкина Фото Татьяны Костыревой

Июньским днём, когда солнце заливало теплом деревеньку Попово, играя лучами по золотым россыпям одуванчиков и лаская старые бревенчатые избы, покосившиеся от времени и утрат, я, находясь в одной из них, с восторгом и необыкновенным наслаждением слушала озорные, сыплющиеся горохом частушки в исполнении Н. С. Мешавкиной , искусно играющей на балалайке.

Балалайка, балалайка,
Я в тебя влюбленная,
Потому что ты родная,
Русская, народная!

Глядя на треугольный деревянный корпус и гриф инструмента, на узловатые пальцы 88-летней певуньи, перебирающей три струны, я ощутила прилив любви ко всему русскому, о чём светло вещала задорная мелодия. Не зря балалайка считается символом русской народной музыки.

Если углубиться в историю, то по одной из версий балалайку придумали крепостные крестьяне, а затем она распространилась среди скоморохов - балагуров. Не случайно считается, что название "балалайка" произошло от слова "балакать", что означает "пустозвонить", "болтать", разговаривать о чём - то неважном. При царе Алексее Михайловиче, издавшем указ на запрет народных инструментов, наступила пора забвения для балалайки. И лишь благодаря усилиям дворянина Василия Андреева, усовершенствовавшего балалайку, она стала популярной. Более того, Андреев создал при помощи мастеров семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета: пикколо, дискант, прима, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который объездил многие страны мира, прославляя русскую культуру.

Но вернёмся к нашей героине. Нина Степановна, вспоминая вехи жизни, улыбается, и так же, как балалайка, сыплет присказками да поговорками, высветляя ими нелёгкую судьбу. Когда ей исполнилось десять лет, отец ушёл на войну. Мать осталась одна с шестёркой детей (двое впоследствии умерли). Нина, будучи самой старшей, нянчилась с малышами, поэтому закончила лишь четыре класса. С тринадцати лет начала работать дояркой, а потом и свинаркой. Голодали. Радовались ежемесячной норме муки, что выдавал председатель на семью, которую распределяли по горстке на день, чтобы подболтать похлёбку.

- Ничего, - улыбаясь, говорит Нина Степановна, - миром да собором жили!

Вместе с семьёй Нины в доме жила родственница Ольга, она работала трактористкой, и все домочадцы её уважали. У Ольги была своя балалайка, которую она подвешивала на гвоздь, прибитый на стене высоко от пола. Особо инструмент никого не интересовал, кроме Нины, которую притягивали к себе струны. На счастье девочки к ним в дом частенько заходила нищенка Онисья за милостынькой. Когда в избе никого не было, Онисья снимала со стены балалайку и учила Нину играть. Освоив музыкальную науку Нина и её подружка Даша, которая тоже играла на балалайке, стали незаменимы на деревенских вечёрках.

А ведь если вспомнить, как певали в избах!

Как певали! Красота!

Помню бабы, сидя у кудели, пели…

Или девки за селом!

Или мужики, когда сидели,

Захмелев за праздничным столом!

Пели так, что аж избу качало!

Просто, без особенных затей. (С. Викулов)

- Ох, и любила я попеть, да каблучком постучать, - смеётся Нина Степановна, - пойди, перепляши! Мы и ланцею, и кадриль отбивали так, что половицы ходуном ходили. Не зря бают: "Ни к чему в доме соха, была бы балалайка». Так оно и горе горюется легче. Отдоимся с девками на ферме, беру балалайку и начинаем петь, обычно всё военные песни:

Бывало в Колпино или Рязани

Не ложились доярочки спать,

Много варежек тёплых связали,

Чтоб на фронт их послать.

А то примемся за частушки да пляски. Весело жили, хоть и пластались вмах, работушки не боялись.

Общительную, энергичную, весёлую нравом Нину Степановну трижды избирали депутатом. В Турышовке и Попово её знала каждая семья, многим тогда она помогла.

Выйдя замуж за Павла Осиповича, долгие годы, целых 50 лет, жила вместе со свекровкой. Муж не любил балалайку, а матушка его певала вместе со снохой. Держали много скотины, как все деревенские, без труда не живали. В семье родилось трое детей: Анатолий, Татьяна, Людмила. Сейчас у Нины Степановны пять внуков, две внучки и восемь правнуков.

- Рада бы, да не могу работать, - делится Нина Степановна, - так бы и вышла в огород к свежей землице, покопалась с грядками. Списали меня в управляющие, раз ни на что больше толку нет, да и тут бывают промашки - ум то за разум заходит.

Нина Степановна смеётся и тут же серьёзно говорит: "За все, слава Богу!" На столе лежит молитвослов, в углу - иконы, а в натруженных руках хозяйки старая, родная балалайка. И тут я понимаю, насколько верно подмечено, что именно балалайка в точности передаёт характер нашего народа, его душу, то чего не поймёт ни один иностранец.

Любо-дорого послушать,

Что расскажут три струны,

Запоют на воле души

Песни русской старины!

Не забудем эти звуки!

Балалайка и гармонь –

Это радость, это муки…

Ты вот только струны тронь! (В. Кулаев)

Татьяна Костырева

2018 г