Сейчас даже бюджетные автомобили в не самых дорогих комплектациях могут похвастать этой функцией. Она помогает меньше уставать водителю в дальней дороге, беречь бензин и не бояться штрафов с камер.
Что такое круиз-контроль?
Если коротко — устройство поддержания постоянной скорости. Принцип действия изначально базировался на электромеханической связи. С дроссельной заслонкой связан сервомотор. При движении с постоянной скоростью, то есть при постоянном положении педали «газа» и, соответственно, постоянном положении дроссельной заслонки, после включения «круиз-контроля» блок управления двигателем запоминает заданную скорость. При ее падении или возрастании электроника подает соответствующий сигнал и сервомотор открывая или наоборот закрывая «газ» корректирует скорость до заданной.
В современных системах задействовано гораздо больше электроники, сигналов с датчиков, но общий принцип остался неизменным. Сейчас у многих автомобилей даже педаль газа не связана механически с дроссельной заслонкой, поэтому все управление берет на себя головной компьютер.
Предназначена система, в первую очередь, для свободных шоссе с достаточно ровным профилем и небольшим трафиком. Пользоваться ей в плотном потоке машин, будь то автострада или городские магистрали неудобно, а часто опасно.
Включается «круиз» кнопкой на руле или джойстике. Набрав нужную скорость, вы активируете систему и можете убирать ногу с педали газа. Дальше электроника будет работать сама. При наличии клавиш увеличения или уменьшения скорости вы можете ускорять или замедлять машину ими. Отключается система по соответствующей клавише или при нажатии на педаль тормоза. Обычно, если вам необходимо ускориться для обгона, то после завершения маневра и того как вы отпустили «газ», круиз-контроль продолжит работать.
История появления круиз-контроля
Сам по себе круиз-контроль, то есть устройство поддержания заданной скорости движения, был изобретен Джеймсом Уаттом и Метью Болтоном в 1788 году. Они придумали центробежный регулятор для парового двигателя. Это устройство прикрывало дроссельную заслонку при повышении оборотов двигателя и открывало ее при падении.
Если говорить об автомобильном круиз-контроле, то саму идею придумал американский инженер Ральф Титор в начале 50-х годов 20 века. Случилось это после одной из поездок. За рулем автомобиля находился адвокат изобретателя, который защищал его патентные права, и постоянно отвлекаясь на разговор с Ральфом не мог поддерживать постоянную скорость, что привело к частым замедлениям и ускорениям.
Правда, патент Титор получил на саму идею круиз-контроля, так как будучи слепым с детства, не мог предоставить чертежей и прототипов. Тем не менее, инженерный талант, который проявился еще в школе, позволил ему детально описать принцип работы придуманного устройства.
Первым в мире автомобилем, который получил систему, названную тогда «Auto-pilot», стал Chrysler Imperial. Произошло это знаменательное событие в 1958 году.
Как развивалась идея
Применение и развитие системы круиз-контроля происходило главным образом в США. Это и не удивительно. Большие территории, длинные, зачастую прямые как стрела шоссе между городами и штатами — именно для таких условий и нужен «круиз».
Первую механическую систему поддержания скорости в 1965 году показала American Motors Company. Ближе к концу десятилетия производитель автомобильной электроники RCA Corporation уже показал электронный вариант. Новинка обладала возможностью запрограммировать необходимую скорость.
В 1973 году, когда нефтяной кризис закончился и стоимость топлива поползла вверх, машины с круиз-контролем, который позволяет экономить горючее, начали обретать бешеную популярность.
Современный круиз-контроль — что он может
В последнее время в комплектациях автомобилей все чаще встречается не просто круиз-контроль, а «адаптивный круиз-контроль» или ACC (Adaptive Cruise Control). К чему же он адаптируется? Все просто — к сложным дорожным условиям.
Это система из набора помощников водителя, которая наряду со стандартной функцией поддержания скорости, может изменять заданную скорость движения. AAC имеет дополнительные датчики, как правило лазерные, в передней части автомобиля. Они позволяют оценивать расстояние до едущего впереди транспортного средства и снижать скорость для предотвращения столкновения. И снова набирать ход, после того, как опасность миновала.
В 2015 году компания Honda представила систему интеллектуального адаптивного круиз-контроля iAAC, которая может оценить возможный риск столкновения с едущим впереди автомобилем, фиксировать появление пешехода и задействуя тормозную систему полностью остановить автомобиль.
Кроме того, современные «круизы» снабжаются еще одной полезной функцией — ограничитель скорости. Это «электронный ошейник» который не дает машине разогнаться выше установленного порога, как бы вы не давили на газ. Очень помогает не нахватать штрафов в дальней поездке. Но нужно быть внимательным, если шоссе проходит через населенные пункты или по дороге встречается ремонт дороги с фотофиксацией скорости.
Круиз-контроль не панацея
Современные системы призваны помочь водителю и облегчить жизнь в дороге. Но сколь бы автоматизированной не была система — следить за дорогой и ситуацией вокруг должен человек находящийся за рулем. Мы дойдем со временем до эры массовых беспилотных авто, но случится это не завтра. Поэтому призывая в помощники электронных ассистентов, не забывайте, что они не всемогущи.
В каких ситуациях круиз-контроль поможет, а когда может навредить
Круиз-контроль однозначно поможет в дальней поездке при движении с постоянной скоростью по сравнительно ровной и сухой дороге с малым количеством попутного транспорта и хотя бы двумя полосами в каждую сторону. Его применение снизит расход топлива, поможет избежать лишних штрафов и позволит меньше устать за рулем.
А вот на мокрой, скользкой, извилистой дороге или в плотном потоке этот помощник вам скорее будет мешать, пытаясь держать заданную скорость, когда вам это совсем не нужно. Впрочем, как мы сказали выше, разработчики об этом позаботились — касание педали тормоза отключает автоматику.