Опишу пример ситуации, когда школьники выдумывают себе права и привилегии, даже если это ущемляет права других людей. С такими «умными» проблемными учениками справиться, к сожалению, очень и очень сложно.
Я дежурил на этаже рядом с рекреацией начальных классов, бейджик «дежурный учитель» (как и положено) прицеплен к пиджаку, скоро конец моего рабочего дня. День прошёл без каких-либо происшествий, но где-то внутри чувствовалось беспокойство, ведь, по закону подлости, какая-то пакость должна случиться именно тогда, когда она нужна меньше всего.
Мимо меня прошла группа учениц из печально известного проблемного 9 класса. Одна из них, с улыбкой на лице, начала громко материться. В паре шагов от неё стою я, вокруг ходят другие ученики, в том числе и из начальных классов.
Обращу внимание на то, что ученица ухожена, хорошо одета и заметно сильнее и выше своих сверстников. Нельзя сказать, что она из неблагополучной семьи.
Разумеется, я сделал ей замечание. Школьница же (пусть будет Маша), не оборачиваясь, весёлым тоном крикнула мне что-то среднее между «пошёл ты» и «мне плевать», и зашла в один из кабинетов.
Ей богу, если бы Маша извинилась и сказала, что больше так не будет, то чёрт бы с ней, пусть идёт дальше. Увы, сквернословие стало обычным делом среди детей и все к этому уже привыкли. Однако я решил пойти на принцип и серьёзно поговорить с нарушительницей тет-а-тет, так как:
- так или иначе, но материться в общественном месте запрещено;
- она проигнорировала моё уместное замечание;
- фактически, оскорбила меня на глазах у других людей;
- и кто ей давал на это право?
Через минуту-две Маша со своими подружками выходит из кабинета. Я её окликаю и говорю, что мне надо с ней поговорить. Она не отреагировала и прошла мимо меня. Я аккуратно беру её за запястье, но она с силой, резким движением, с улыбкой на лице, вырывает свою руку и уходит.
Про прикосновения. Кто-то может возразить, что учителю запрещено прикасаться к детям, но НЕ СУЩЕСТВУЕТ такого закона, где об этом сказано. Запрещено прикасаться с насильственными действиями и намерениями, но ОБЫЧНОЕ прикосновение до руки не является правонарушением. Это касается всех людей, в том числе учителей и учеников.
Неловкая ситуация, что же делать? Нынешний год научил меня тому, что на все разборки, связанные с детьми, нужно звать администрацию школы. Так я и поступил.
Завуч сразу поняла с кем у меня возникли проблемы. Маша оказалась заядлой нарушительницей дисциплины и школьных порядков, из-за действий мучаются как учителя, так и одноклассники. Именно Маша является причиной большей части всех проблем в 9 классе, связанных с дисциплиной.
Стоим втроём: я, завуч и наша нарушительница. Я молча наблюдаю за работой моей коллеги, Маша же держится спокойно с той же неизменной улыбкой на лице.
— Ты чего творишь, почему ты нарушаешь порядок в школе? — спросила у неё завуч.
— Я вообще не знаю, кто это такой! — и указала на меня.
Маша решила сменить тему разговора, или, проще говоря, «перевести стрелки» с себя на меня. Я работаю в этой школе один учебный год, и хотя веду уроки не во всех классах, но то, что я учитель, уже знают абсолютно все. Также к пиджаку прикреплён бейдж «дежурный учитель», который молча снял и сунул под нос «невнимательному» ребёнку. Она что-то замялась, но, спустя секунду задержки, ответила:
— Он не имел права ко мне прикасаться!
— А кто тебе разрешал материться в общественном месте?
— А чо такова? Это я не на него (т.е. меня).
Тут уже мне пришлось вмешаться:
— Я, как дежурный учитель, сделал тебе замечание, но ты меня проигнорировала. Именно после этого я и взял тебя за руку.
— Он не имеет права ко мне прикасаться! — уверенно повторила Маша завучу, указывая на меня.
— Так, — завуч тяжело вздохнула,— если нет такого права, то почему я могу прикасаться к тебе?
После этих слов она подошла и взяла школьницу за руку.
— А вам можно!
— Понятно. Сейчас в школе находится прокурор (это было правдой), так что давай мы вместе пойдём и поговорим с ним о том, есть ли у тебя право ругаться в общественном месте. А что до прикосновения, то взял он тебя за руку только после того, когда ты нарушила правила поведения и проигнорировала замечание.
Угроза прокурором испарила улыбку с лица девочки. Завуч продолжила:
— Просто извинись и скажи, что такого больше не повторится. Также я сегодня позвоню твоей маме и поговорю с ней о твоём поведении.
— Фи, а что она мне сделает? — гордо заявила Маша с вновь появившейся улыбкой на лице.
В любом случае, она извинилась за своё поведение и до прокурора её не повели.
Вот такая ситуация. Ученик совершил что-то плохое, но с полной уверенностью в своих силах пытается развернуть ситуацию так, чтобы выставить виновным именно учителя. И это сельская школа, где, как считается, отношение к педагогам более уважительное, чем в городах. Маша уже доучилась до 9 класса, отравляет жизнь своим поведением учителям и другим детям, но с ней никто ничего не может сделать.
Сейчас такое поведение и отношение к педагогам нельзя назвать большой редкостью. Рано или поздно у подобных «Маш» появляются дети и они будут их воспитывать в соответствии со своими взглядами на поведение и нормы морали. Как думаете, с каким отношением к учителям и учёбе в целом их дети пойдут в школу?
В качестве эпилога. Через пару дней после инцидента, учительница пришла к директору жаловаться на «особенного» коррекционного ученика, оскорбившего её при всех: он прокрался на урок в чужой класс, на просьбы учителя уйти не реагировал, а перед тем, как всё-таки уйти, выматерился и сказал всё, что думает о ней.
Так вот и живём. Большинство детей адекватны, но достаточно одного не адекватного, чтобы всё испортить. И сейчас нет каких-то эффективных способов пресекать подобное поведение. Разве что и вправду вести до прокурора, но на все школы и проблемных учеников их не хватит.
Ставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал! Спасибо за уделённое статье время, удачного Вам дня!