8 апреля 2021 года
Здравствуйте! Сегодня слушаем индивидуальное сообщение Михаила Акимова из 10 "Ж". Он приготовил рассказ о песнях из любимого многими фильма "Бумбараш" и, как обычно, сюрприз в конце занятия.
Узнал кое-что интересное о съемках фильма и песнях из него
Эпиграф:
- Вчера третий раз смотрела фильм «Пусть говорят».
- Что, такой хороший?
- Да нет, фильм – ерунда. Но Рафаэль!!!
Из разговора подруг. Слышал лично в 70-е годы.
В принципе, это вполне объяснимо: есть чудесные песни, так чего ещё заморачиваться с сюжетом? Нужно просто их грамотно расставить, а паузы чем-нибудь заполнить – неважно, чем. Есть, например, фильм "АББА". Он процентов на 90 состоит из песен – да каких! Ну, а между ними репортёр туда-сюда мотается. Есть, разумеется, и хорошие фильмы с прекрасными песнями. Они дополняют друг друга. Чаще всё-таки фильм первичен, а композитор пишет песни по мере продвижения его сюжета.
Но возьмем, например, фильм "Бумбараш". Работа над ним задумывалась так же традиционно, но с определённого места некоторые эпизоды стали появляться из-за того, что была написана соответствующая песня. Вот, например, в финале… Ой, нет, давайте всё же с начала, а?
Режиссёру Николаю Рашееву композитора Владимира Дашкевича порекомендовал Геннадий Гладков, а тот уже в качестве автора текстов привёл своего друга Юлия Кима. Не сразу. Прочитав сценарий, Ким назвал его белибердой и отказался. Дашкевич не отставал, и Ким, чтобы покончить с этим, предложил условие: привёл к Дашкевичу перворазрядника по шахматам и сказал, что согласится работать, если Дашкевич обыграет его трижды подряд. Дашкевич обыграл, и Киму пришлось согласиться.
В качестве первого взноса Юлий выдал текст к одной из уже написанных Дашкевичем мелодий. Правда, это было всего одно слово "Ничаво!" Владимир на него даже обиделся, но уже на следующий день Юлий принёс полный текст "Марша 4-й роты", и работа пошла!
"Марш 4-й роты"
И песни начали руководить фильмом! В первую очередь это коснулось подбора актёров. Бумбараш уже был - Михаил Кононов. Но… он совсем не умел петь! И Дашкевич с Кимом привели режиссёра… в церковь, где на всенощной пел Валерий Золотухин, и сумели убедить, что Бумбараш – это же вот! А дальше круг замкнулся, ибо Валерий Золотухин стал списывать образ с Юлия Кима.
Это была команда единомышленников. На съёмках они жили в гостинице. Как-то Дашкевич завалился спать, но поспать ему не дали. Ким долго стучал на пишущей машинке, а потом заорал прямо в ухо спящему композитору:
Ой, ходят кони над реко-о-ю!
Проснувшийся композитор сказал, что это надо сделать на трёх нотах, и тут же выдал мелодию. Юлий Ким завистливо отметил, что бился над текстом 30 минут, а тот все сделал за 5.
Сначала песня предназначалась Юрию Смирнову, игравшему атамана Гаврилу. Ему образ казался простым и однозначным, и он просил Кима отдать песню, чтобы подняться в масштабе до Григория Мелехова. Однако та оказалась настолько хороша, что Золотухин на правах главного героя забрал её себе. Говорю же, эта троица явно спелась! Во всех смыслах.
"Ходят кони"
Правда в финале Смирнов и Золотухин эту песню пели уже вместе. Но, собственно, и финал-то (я об этом уже начинал говорить) возник потому, что она появилась.
Да, но ведь был ещё Александр Хочинский! "Журавль по небу летит…" В его исполнении песня звучит надрывно и очень проникновенно, но не только. У этой песни ещё и сюжетная роль: при её помощи запросто решается задача показать, что Бумбараш и Лёвка – родственные души!
"Журавль по небу летит"
Ну вот, собственно, и всё… Ха-ха-ха! Да ладно, это я просто решил вас напугать! Разве ж это можно, говорить о музыкальных произведениях из "Бумбараша" и даже не упомянуть о "Песне на паровозе"?
А хотя, собственно, чего говорить-то? Давайте-ка лучше споём! У меня, как всегда, и караоке с собой, так что – добро пожаловать!
"Песня на паровозе" (караоке)
Светлана: Спасибо большое за интересный рассказ и напоминание о фильме. Вот они, оказывается, какие, - эти песни в фильмах! Не всегда с ними легко))).