Сегодня в социальных сетях главная обсуждаемая интрига - послание Президента к Федеральному собранию. Многие политаналитики всех направлений ждут от послания Президента что – то неординарное, вплоть до коренного изменения вектора экономической политики - отказа от либеральной идеологии 90-х. Действия нового Правительства Мишутина и его первого заместителя Белоусова по инвестированию в экономику средств из ФНБ и Государственного резерва, усиление влияния государства на экономическое развитие наиболее важных отраслей расценивается, как переход России новую экономическую формацию - «Государственный Капитализм». «Масло в огонь» добавляют заявления Президента о том, что приватизация 90-х проведена некорректно, о том, что в России не должно быть «Дикого» капитализма. Обывателя сбивают с толка и призывы «левого» крыла к «Новому Социализму», к которому можно прийти через парламентские и Президентские выборы, через национализацию наиболее важных отраслей экономики. Не будем обсуждать все перечисленные экономические мировоззрения. Остановимся на двух типах капитализма - «Диком» и «Государственном». «Дикий» капитализм - это капитализм зарождающего капиталистического общества, когда не было веками накопленного опыта сглаживания основных противоречий между трудом и капиталом. Движущей силой развития и накопления капитала была эксплуатация человека, и получение основной доли прибыли за счёт присвоения капиталистом стоимости этого труда. Движущей силой экономики современного капитализма является частная инициатива капиталиста в условиях равноправной рыночной конкуренции. Современный Капиталист своей собственностью на орудия и средства производства, своим капиталом присутствует на рынке, конкурирует и несёт все риски. Государство обеспечивает законодательно равенство в рыночных отношениях. В Форс мажорных обстоятельствах, оказывает поддержку бизнесу за счёт государственных субсидий. Но основные риски несёт сам предприниматель, частная компания. Такому капитализму свойственна широко развитая банковская система, низкая стоимость заёмных средств (кредитов) и низкий уровень инфляции. Поддерживает рыночные условия государственная налоговая система и антимонопольное законодательство. Можем ли в сегодняшней экономической системе найти что-то подобное, свойственное современному, цивилизованному(не дикому) капитализму? За 30 лет, прошедших после 90-х, в Российской экономике так и не создались такие условия. Цены на энергоносители регулируются государством и диктуются прежде всего потребностями Госмонополий -конгломерата государства и частного капитала или полностью монополистами- частниками. Определяющим фактором здесь является цена продукции монополистов на зарубежном рынке. Энергоносители - одна из основных составляющих в цене всех товаров, в том числе и внутреннего потребления. Отсутствие здесь конкуренции исключают рыночные отношения везде, даже в торговле, в том числе продовольствием. Монополизм проник даже в рыночную сферу- торговлю товарами повседневного спроса. Включая продукты. Мелкому и среднему товаропроизводителю на экономическом пространстве места нет. Такие условия в совокупности с «плавающим» курсом рубля в зависимости от цены на нефть порождают инфляцию, многократно превышающую мировую. И это не все причины «Дикого» капитализма в России. И как бы Президент не относился к « Дикому» капитализму, простой декларацией изменить ничего нельзя. И «консенсусы» с бизнесом проблемы не решат. Здесь требуется другая экономическая система. Может быть решение проблемы в « Государственном Капитализме»? Чем же отличается простой капитализм, от «Государственного»? По рассуждениям сторонников такого капитализма, тем, что Государство становится инвестором и менеджером развития наиболее важных экономических отраслей. В этих отраслях не рынок, а государство определяет отрасль, размеры инвестирования и планирует её развитие. Какие преимущества получает экономика от этого, создаются ли условия, позволяющие уйти от «Дикого Капитализма» Участие государства при «Государственном Капитализме» не исключает основного его закона: «Частная собственность на орудия и средства производства» А это означает, что инвестиционные государственные средства осваивать будут, в основном, частные производственные структуры, а финансироваться будут через частные банки. Известно, что цивилизованный капитализм характеризуется, прежде всего, тем, что частник в развитии своего бизнеса участвует собственным капиталом и сам несёт ответственность за его эффективность. Что заставит частника также ответственно и эффективно использовать государственный капитал? При капитализме эту задачу решает рынок, конкуренция. При «Государственном капитализме» рыночные законы не действуют . Значит государство должно иметь другие рычаги, которых, кроме «фискальных» нет . А они, как показала практика, малоэффективны, затратны . При этом, главные болезни «Дикого капитализма» - инфляция, рост цен, монополизм остаются. По существу «Государственный капитализм» - это обычный Российский капитализм, который ускоряет темпы экономического развития, но не решает основной задачи: создание рыночных отношений с конкуренцией, без засилия монополий. Огромные финансовые средства, инвестируемые в инфраструктуру, новые производства, несомненно создадут предпосылки для ускорения экономического роста. Но это - не близкая перспектива. Они не решают сегодняшних и ближайшей перспективы запросов общества: Сдерживания цен на товары повседневного спроса, ЖКХ, энергоносителей, улучшения медицинского обслуживания и т.д., проблемы малого и среднего бизнеса. Похоже, что термин «Государственный Капитализм» придуман либералами, с целью хоть какого – то примирения капиталистической и социалистических идеологий в обществе. Пожалуй, лучшим решением было, реализовывать инвестиционные проекты через вновь создаваемые государственные производственные структуры и государственный банк. Но это уже другая экономика.