Найти тему

Мальчик, которому стыдно было есть хлеб

Это старинная притча. Один богатый, очень богатый халиф прогуливался в окрестностях города. Стража и слуги сопровождали его. И халиф степенно вышагивал в своём расшитом золотом халате. Он думал о жизни и смерти. Мрачные мысли терзали правителя.

Он увидел сад с плодовыми деревьями. У ворот сидел маленький худенький мальчик в лохмотьях. Мальчик ел сухой хлеб. А рядом сидела большая собака. Мальчик отламывал кусочки от своей лепешки и угощал собаку. Один кусочек съест, второй - голодной собаке отдаст.

Халиф заинтересовался. Времена были жестокие тогда. А собак не очень-то любили; да и к мальчикам в лохмотьях относились примерно так же. Это же был мальчик-раб. И вот надо же; угощает собаку хлебом, хотя сам голоден. Кожа да кости, вот и весь мальчик.

Халиф спросил мальчика: это его собака?

«Нет, - ответил ребёнок, - эта голодная собака подошла ко мне и стала смотреть, когда я достал хлеб!».

«Так зачем же ты отдаёшь ей свой хлеб?», - удивился халиф.

«Мне просто стыдно есть одному, когда кто-то голодный смотрит», - ответил мальчик.

Халиф почувствовал мурашки на коже. И он ещё спросил мальчика:

«Ты раб?». Ребёнок ответил: «я раб хозяина этого сада».

И эти слова поразили халифа. Он приказал освободить мальчика и подарить ему сад. Личный сад с плодовыми деревьями. Мальчик очень обрадовался. Он взял собаку к себе и стал возделывать сад. А фруктами делиться с бедными детьми и старичками.

А халиф продолжил царствовать. Но он изменился. Он стал делиться с бедными. И говорил о себе халиф так: «я раб хозяина этого сада».

Все мы - рабы хозяина сада. Но свободу в жизни будущей и награду получит тот, кому стыдно есть одному, когда другой смотрит голодными глазами. Тот получит награду, кто может отломить кусочек лепешки для другого. Для человека или собаки. Или кота. Все хотят жить и есть. И все мы - рабы хозяина сада.

Так думал халиф. Правильно думал. И на сердце у него стало легче. Когда дашь кому-то кусочек, всегда легче на сердце. А это значит, что мы поступили правильно. Хотя никто не просил и ничего не требовал. Просто стыдно есть одному…

Анна Кирьянова