Найти в Дзене
Сказки Размысла

Деньги-Деньги. В чем их суть?

Задумался как-то раз Догада, «а что же есть деньги и много ль их надо».

Начал не с близи, пошел издале: достал с книжной полки словарь Даля.

И прочитал про слово "деньга", что народ говорил тогда:

· После Бога деньги первыя

· Без денег и разума нет. Разума много, да денег нет

· По деньгам товар. По товару деньги

· Слову – вера, хлебу – мера, деньгам – счет

· Дружба дружбой, а денежкам счет

· Лишние деньги, лишние заботы

· Деньга деньгу родит

Захватило у Догады от мудрости дух, перечитывает повторно вслух.

Зашел к нему друг Грамотей, что в деревне слыл всех мудрей.

Послушал чтение Догады и стал просвещать, «как надо».

Была у Грамотея книжка, в ней – умных людей мыслишки:

«Деньги – средство для умных, цель – для глупцов» , – так Декурсель учил отцов.

«Деньги служат тебе, если умеешь ими пользоваться, если не умеешь – властвуют над тобой», – это в Древнем Риме знал любой.

"Люди, считающие деньги способными все сделать, сами способны все сделать за деньги"

– А так говорил Буаст.

– Умница-Догадушка, дай взаймы!

– Бог тебе, Грамотей, подаст!

Деньги? Нет, спасибо. Мы хотелками заправляемся!
Деньги? Нет, спасибо. Мы хотелками заправляемся!

«Догада, ты ж мой тот самый дружище, который может дать тыщу!» – складушкой на складушку ответил Грамотей словами известного пересмешника и добавил: «А чего ты тоже о деньгах-то задумался? Кончились что ли?»

– Нет, вроде есть пока. Просто захотелось узнать получше, что это за штука такая и сколько мне надо для полного счастья.

– А, дак, ты это серьезно. Могу поделиться умом-разумом – Грамотей прибодрился – если ... взаймы дашь.

– Грамотей, а чего ты такой бедный, если такой умный?

Простой вопрос друга вогнал Грамотея в глубокие размышления. Он присел за стол, вскинул голову к потолку, высмотрел там чего-то и давай вещать. «Думается мне, братец-Догада, что способность «делать деньги» – такой же дар как, например, дар музыканта или талант учителя. А счастлив не тот, у кого много, а тот – кому достаточно».

– Слышь, Грамотей, а как узнать-то: достаточно мне или нет? – не унимался Догада.

– А это уже, братец – чувство меры, которое происходит от веры. Короче, Догада, умом ты этого не решишь: думай-не думай, в итоге – шиш.

– Вот, за что я тебя, Грамотей, не люблю, так это за твое хитрое перескакивание мысли на самом интересном месте на чувства, да веру! Я же тебя по-простецки, как в школьной задачке спрашиваю, как мне узнать, сколько мне надо, а ты – вжик! И в заоблачные дали со своим полетом мысли.

– Да ты не серчай – заулыбался Грамотей. Я не нарочно, так белый свет устроен: чуть какой вопрос в жизни поважнее да поинтереснее, глядь, а ответа на него и нет. Ты пойми денег может быть столько-сколько, а счастье оно или есть или нет.

– М-да, чем с тобой говорить, лучше башку проломить! – прибауткой ответил Догада, уточнив – А много ли тебе сейчас-то надо?

– На то, да на се, да на пищу; займи, пожалуйста, тыщу.

Выдал Догада Грамотею желаемую сумму, на том и попрощались. Уж и вечер на дворе, а бедный Догада все мучается засевшим занозой вопросом: сколько ему надо для полного счастья? Лег он с женой спать и выложил свои беспокойные мысли. Зевнула в ответ уставшая от домашних хлопот Дуняша и молвила: «Оба вы с Грамотеем – дуралеи! Хотите в деньгах толк знать – спросите Богатея!» И успокоился тут Догада, обнял жену, и нахлынуло на него откуда-ни-возьмись удивительное спокойствие.

А чуть Солнышко выглянуло, побежал Догада к Богатею, чтоб узнать про деньги самую-самую суть. По дороге ему встретился Грамотей, бегущий трусцой-рысцой от хворей-болезней. Поведал Догада Грамотею про совет жены, и пошли они к Богатею вместе.

Приняли их радушно, за стол завтракать усадили. «Только – говорит Богатей – времени у меня для вас четверть часа не более. Спешу. Дела».

– Да нам больше и не надо – молвил Догада – Ты нам только, пожалуйста, самую суть про деньги открой, глядишь, и мы славно и счастливо заживем.

Посмотрел Богатей на Догаду потом на Грамотея, а потом на обоих вместе, втянул воздух, улыбнулся и сказал: «Нет, братцы-умники, от вас деньгами не пахнет, ваше счастье не в деньгах, а про их суть я вам поведаю».

«Деньги – штука вещественная, а про всякое вещество еще Михайло Василич Ломоносов сказывал: ежели оно в одном месте убудет, так в другом непременно появится. И богатый человек сию премудрость сам по себе знает и рассуждает здраво: надобно, чтоб у меня прибавлялось, а у кого убудет – про тех мне думать недосуг.

Иное дело вы – догады-грамотеи. Денег у вас нет, но есть идеи. С идеями история другая, не вещественная, так сказать – история. Один придумал и с другим поделился, а тот ему про свою догадку открыл. Получается, от обмена у каждого в два раза прибыло. И всякий умник-ученый это знает и с другим сотоварищем по знанию поделиться спешит, чтоб, значит, и у того задаром прибавилось.

Вот, и выходит, что в основе жизни Богатея и Грамотея лежит разная практика, которая – не мне вас учить – критерий истины. И в чужую соваться не стоит – не выйдет. А еще, кхе-кхе – Богатей кашлянул в кулак и хитро улыбнулся – Я иной раз, грешным делом, даже идеей страшусь с ближним поделиться, вдруг украдет. А Грамотею дай денег, он тотчас побежит к дружкам-умникам ими делиться и пир горой закатит. Словно, и не деньги у него в руках, а мысли какие отвлеченные. И ждет потом бедолага, чтоб к нему после кто с деньгами пришел. Так, Грамотей?!»

– Не то, чтоб совсем так, но по смыслу верно...

– О! Пора мне, братцы – дела-заботы. Заходите, если чего надо, а покуда, извините, откланиваюсь.

Вышел Богатей во двор, свистнул, сел в подкатившую коляску, махнул рукой, да и был таков.

– Что скажешь, Догада? – спросил Грамотей на обратном пути.

– Не в деньгах оно, счастье – ответил Догада и добавил – Наше с тобой, уж точно!

А новый день готовил друзьям подарок, напоминая, что помимо ума и призвания есть еще … простое везение.

Послесказка

У ворот Догаду поджидала радостная Дуняша: «Учитесь, умники, я в лотерею сто миллионов выиграла!»

Закатили друзья на радостях пир горой.

Позвали всё село,

Было вкусно и весело .

Сказочник сам на том пиру не бывал,

Но слыхал от того, кто видал.