Здравствуйте, уважаемые подписчики и гости канала. Сегодня предлагаю поговорить о праве собственности граждан на земельные участки.
Права граждан на земельные участки и все, что связано с земельным законодательством, землепользованием, проблемами, которые нас сопровождают – это для России сложные вопросы.
Давайте порассуждаем о праве государственной собственности на земельные участки, с чем сталкивается обычный человек, когда пытается хозяйствовать на своей земле, что должно делать Правительство для разумного использования земельных ресурсов, а также о способах защиты земельных прав.
Общество всегда очень горячо обсуждает земельный вопрос, земельное право, то из чего сделано тело любой страны, душа любого народа. Каждое Правительство безусловно «запихивает» эту сложную проблему в свод документов, который называется земельный кодекс. Все знают, когда заново переосмысливали отношения человека и земли, произошли некие протуберанцы свободомыслия, из-за чего люди перестали ощущать себя хозяевами земли. На выходе получилась некая либеральная модель землепользования, которой теперь не очень довольны.
В чём же главные проблемы?
Почему с таким колоссальным количеством земельных ресурсов мы продолжаем спорить о том, сколько земли кому нужно отдать, кто ею должен владеть, какие должны быть права граждан на земельные участки. Главная проблема, что у нас законодательство земельное и около земельное. Его можно назвать еще ведомственным. Каждое ведомство, подготавливающее очередной земельный или градостроительный кодекс, закон, постановление, влияющие на использование земель, делает это совершенно изолированно от других законов и вообще от понимания, как разрабатываемый нормативный акт повлияет на использование земель. Отсюда наибольший интерес в использовании земель, находящихся на территории городов, отсюда возникновение уплотнительных застроек и отсутствие влияния этих актов на многочисленные другие территории.
Второй вопрос – это отсутствие средств на освоение этих земель. А если они есть, то законодательство с одинаковой меркой подходит к освоению земель в городах или в отдалении от них. Отсюда эта крайняя неравномерность в освоении, расселении, использовании и охране разных земель России.
Кто у нас может владеть землей и ей владеет де-факто?
Право собственности на земельные участки у нас может иметь любой гражданин. Но по-прежнему, несмотря на всю либерализацию законодательства, огромное количество разных земель находится либо считается, что находится в собственности страны, а конкретнее является федеральной собственности. Это три четверти территории России, земли лесного фонда, многочисленные земли обороны, земельные участки в городах под федеральными зданиями и прочие. Де-факто и де-юре землей владеет государство, даже если это неофициально федеральный собственник, то все равно оно в лице чиновника региона либо муниципалитета распоряжается землей. Это не коррупционная составляющая, а усмотрение государства, которое решило распоряжаться землей. Причём лица, имеющие в собственности здания, зачастую не имеют земельного участка под ним, т.е. права на дом гражданина, а права на землю отсутствуют. Конечно идет процесс, идёт время, все больше появляется выкупов земельных участков под своими зданиями с подтверждением прав граждан на участки. Изначально государство начало с приватизации наземный недвижимости, запретив одновременно приватизировать землю под ней. Это уже растянулось на 20 лет и еще долго будет идти, если законы не поменяются.
Какой представляется идеальная модель землепользования?
Конечно возникали разные мысли о том, как усовершенствовать наше законодательство, чтобы земля использовалась эффективно без тяжкого бремени для граждан. Самые отдалённые, любые лесные, сельскохозяйственные земли, если найдутся желающие их использовать, то этих желающих нужно освободить от платежей, давать дотации, говорить спасибо за то, что они соизволили для освоения прийти на отдаленные земли России. Государство же подходит к ним с такой меркой, что они потенциально могут навредить, сразу ставит палки в колеса. Плюс граждане обязаны оформлять неимоверное количество документации. В итоге всё это отпугивает людей, а многочисленные земли России остаются отдаленными, неосвоенными.
В международных отношениях существует прописная и не прописная истина, согласно которой большая страна, имеющая огромные земельные ресурсы, объективно не может их удерживать сколько-нибудь долго, если страна эти земли никак не используют. Если сегодня на бесконечных просторах, на десятках тысяч гектаров нет русских, то завтра там обязательно будут китайцы или ещё кто-то, и это считается объективным процессом. А иностранцы осваивают земли не особо заботясь об их охране, после них сельхоз земли нередко вообще не могут иметь плодородия. Россия может установить свои правила и исполнять их в пользу российских граждан, чтобы условия для освоения отдалённых земель стали выгодны гражданам, организациям России и невыгодны иностранцам. Но на всё нужна политическая воля, а воли пока не видно. Есть только декларация об освоении Дальнего Востока, Сибири, но в основном это только декларация. Ситуация выглядит вообще смешно, когда при сумасшедшем количестве земель, которая является государственной и никому не нужной, около городов и даже дальше 200 км, людям по-прежнему в качестве дачных участков нарезают несчастные 6 соток. Здесь граждане строят свои картонные, фанерные дома, которые глядят друг другу в окна. Особенно когда летишь на самолете, подлетая к любому городу, видно, что агломерация сам город, а вокруг него «натыканы» вот эти дачные участки.
Почему людям не дают столько земель, сколько им хочется взять?
Если земля возникла из бывших колхозных полей, у которой появился частный собственник, то его интерес чисто коммерческий. Это выделенная земля, которую нужно поделить как можно на большее число кусочков, построив на них небольшие частные домики. Этот интерес частника понятен. Непонятно другое. Не все земли попали в частную собственность и сельхоз назначения. Многие сельхоз земли по-прежнему называются неразграниченной государственной собственностью. А здесь воля местных властей. Почему они устанавливают опять маленькие размеры 6 соток? Местные чиновники (здесь уже не федеральный уровень) вправе установить гораздо более высокие нормы предоставления земельных участков гражданам. Они только не могут сбросить цены, поскольку Федеральные законы всё-таки обязывают держать определенный уровень цен.
По поводу дачной амнистии
Как оформить дачные постройки, чтобы на всех стадиях это занимало у людей минимум нервов и времени, чтобы существовал понятный прозрачный механизм и права граждан не нарушались? С этой проблемой объективно придется заниматься местным властям. Местная власть рада помогать дачникам, но не может. А почему? Нет денег на составление четких проектов планировки и межевания территории дачных участков. Поэтому государству, которое хочет оказать содействие с оформлением прав граждан на дачных земельных участках, необходимо либо поделиться налогами с местной властью, либо выделить средства на установление границ земельных участков под дачными садовыми домами, огородами и регистрацию их за каждым гражданином. Государство должно взять на себя такие затраты, они окупятся, так как, чем больше осваивается земли, тем больше в итоге Россия получит выгоду и не только финансовую. А сейчас у местной власти имеются только копеечный земельный налог и некоторые другие платежи в местный бюджет, которых конечно же на всё не хватает. Сейчас мы имеем пусть официальные, но всё-таки приличные цены на межевание земельных участков для граждан, имеем перегруженность кадастровых инженеров, довольно сильное усмотрение отделов кадастровых палат в постановке на кадастровый учет земельных участков, дачных домиков. Поэтому без упрощения этих процедур, без переложения с граждан на органы местного самоуправления данных вопросов дачные земельные участки и постройки будут ещё долго нормально не оформлены. Государство должно понять, что пора перестать обращаться к внешним эффектам и дойти до конкретного человека на конкретных 6 сотках, нужно помогать гражданам, имеющим единственное место хозяйствования, единственную квартиру, оформить любые отношения с этой небольшой, по сравнению с государственными масштабами, недвижимостью. Чтобы люди не чувствовали ненужными в своей стране, государство должно взять на себя затраты, дотации, а люди не испытывали никаких обременений. Это вполне реальная процедура. Нужно проявить политическую волю, дать поработать тем специалистам, которые согласны разрабатывать изменения законодательства. У нас очень много появляется действительно полезных законодательных инициатив, но Государственная Дума и Правительство повсеместно их отклоняет под надуманным предлогом.
Что нужно делать?
Для решения земельных вопросов и прав граждан в глобальном масштабе переделывать нужно практически всё. В принципе это постепенно делается, но медленно, например: в Государственную Думу внесен законопроект об отказе деления земель на категории. Это уже огромный шаг вперёд к упорядочиванию противоречий внутри законодательства. Безусловно нужно ввести законные акты, которые будут запрещать прямым текстом местным чиновникам изобретать свои решения на местах. К сожалению очень часто, даже при четкости законодательства, чиновник считает что, в федеральном законодательстве чего-то не хватает, домысливает свои законные акты и возникают многочисленные посреднические лица, документы, структуры. В итоге всё это становится дороже, и не все люди могут просто этим заниматься или пройти эту чиновничью дистанцию.
В Уголовном кодексе сейчас есть несколько статей о нарушениях в области землепользования, но они охватывают далеко не всё и по ним предусмотрена довольно-таки незначительная ответственность, и следовательно, она мало кого пугает. Поэтому этот аспект в законодательстве нужно усилить, а также ужесточить ответственность за нарушения земельного законодательства, прав граждан на земельные участки.
А что вы думаете по этому поводу? Давайте обсудим в комментариях.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Если данные рекомендации были полезны, поставьте "мне нравится" и поделитесь публикацией в соцсетях.
Спасибо, что дочитали до конца! Всем здоровья и благополучия!
По вопросам юридической помощи можно обратиться перейдя по ссылке Народный юрист.