Степень важности, придаваемой массе или пространству в дизайне скульптуры, значительно варьируется. В египетской скульптуре и в большинстве скульптур художника ХХ века Константина Бранкузи, например, масса имеет первостепенное значение, и большая часть мысли скульптора была посвящена формированию куска твердого материала. Напротив, в работах Антуана Певснера или Наума Габо ХХ века масса сведена к минимуму и состоит только из прозрачных листов пластика или тонких металлических стержней. Твердая форма самих компонентов не имеет большого значения; их основная функция - создавать движение в пространстве и ограничивать пространство. В работах таких скульпторов ХХ века, как Генри Мур и Барбара Хепуорт, элементы пространства и массы рассматриваются как более или менее равноправные партнеры.
Невозможно увидеть полностью трехмерную форму сразу. Наблюдатель может увидеть все это только в том случае, если он сам их перевернет или обойдет вокруг. По этой причине иногда ошибочно полагают, что скульптура должна быть спроектирована в первую очередь так, чтобы представлять серию удовлетворительных проективных представлений, и что эта множественность представлений составляет главное различие между скульптурой и изобразительным искусством, которые представляют только один взгляд на предмет. Такое отношение к скульптуре игнорирует тот факт, что твердые формы можно воспринимать как объемы, представлять их в круге с любого аспекта. Большая часть скульптуры рассчитана на то, чтобы воспринимать ее в первую очередь как объем.
Единый объем - это основная единица трехмерной твердой формы, которую можно представить в виде круга. Некоторые скульптуры состоят только из одного объема, другие представляют собой конфигурации из нескольких объемов. Скульпторы часто рассматривают человеческую фигуру как конфигурацию объемов, каждый из которых соответствует большей части тела, такой как голова, шея, грудная клетка и бедро.
Отверстия и полости в скульптуре, которые имеют такую же тщательно продуманную форму, как и твердые формы, и имеют не меньшее значение для общего дизайна, иногда называют отрицательными объемами.
Фактически, поверхности скульптуры - это все, что мы видим на самом деле. Именно из их интонаций можно сделать выводы о внутренней структуре скульптуры. Поверхность имеет, так сказать, два аспекта: она содержит и определяет внутреннюю структуру масс скульптуры, и это часть скульптуры, которая вступает в отношения с внешним пространством.
В скульптуре первостепенное значение имеет выразительный характер различных поверхностей. Выпуклые поверхности с двойной кривизной предполагают полноту, сдержанность, замкнутость, внешнее давление внутренних сил. В эстетике индийской скульптуры такие поверхности имеют особое метафизическое значение. Представляя вторжение пространства в массу скульптуры, вогнутые поверхности предполагают действие внешних сил и часто указывают на обрушение или эрозию. Плоские поверхности, как правило, создают ощущение твердости и жесткости материала; они непреклонны или непоколебимы, не подвержены ни внутреннему, ни внешнему давлению. Поверхности, которые являются выпуклыми в одном изгибе и вогнутыми в другом, могут указывать на действие внутренних давлений и в то же время на восприимчивость к влиянию внешних сил. Они связаны с ростом, с расширением в космос.
В отличие от художника, который создает световые эффекты в своей работе, скульптор манипулирует реальным светом.