Доброго дня, дорогие читатели. У нас растет дочка с аутизмом, сейчас ей 8 лет, но тогда, когда ей было гораздо меньше - год-полтора, мы и не догадывались о диагнозе. У нас рос прекрасный здоровый ребенок. Странности, которые меня удивляли, и о которых я написала прошлый раз,
Аутизм: первые звоночки. Как это было у нас. Часть первая.
никогда бы не натолкнули нас на мысли, что что-то не так, однако присутствовали и другие моменты, о которых мы не знали, и не подозревали, что на это надо обращать внимание.
Первый момент: сейчас то мне известно, что это такое, а тогда мне казалось, что дочка просто любопытная, ей хочется узнать, что там, за тем поворотом, что за тем домом? Это было уже ближе к полутора годам. Дочка очень часто порывалась бежать, куда глаза глядят, у меня осталось много фотографий, когда впереди мелькает только ее спинка. На самом деле это один из признаков аутизма - маршруты. Она бежала вперед и даже не оглядывалась на меня, иду ли я за ней, и бежала так, что как будто бы знала, чего именно она хочет, что у нее есть какой-то план. Может быть, он и был, я не знаю.
Второй момент: однажды наша ровесница, девочка чуть помладше дочки, пришла к нам в гости, и, естественно, полезла к нашим игрушкам. Она посмотрела, поперебирала игрушки, потом взяла какую-то в руку, и....вручила ее мне! Я в то время болтала с ее матерью, и даже не сразу поняла, что происходит. Девочка была совсем маленькая, еще не говорила, однако у нее уже присутствовало желание поделиться своими чувствами или наблюдениями с кем-то. Подруга небрежно сказала: "Ой, она мне уже все свои игрушки поперетаскала". А моя дочка никогда не принесла мне ни одной игрушки, или чего-либо еще. Это тоже был один из признаков аутизма - отсутствие желания делиться своими чувствами с близкими людьми. Подружкиной дочке был где-то год и три месяца, моей где-то год и четыре, или чуть меньше.
Третий момент: я очень хотела заниматься с ней какими-то нехитрыми развивашками, но никак не могла ее заинтересовать: никакие книжки она смотреть и слушать не желала, закрывала и выкидывала или пыталась порвать, какие-то карточки у нас были - их постигала та же участь. Я от нее не требовала ничего - просто посмотреть, хоть пару минут, но почему-то она этого не желала делать, и я все время ждала, что она скоро подрастет, я думала, что она еще маленькая. Не знаю, как можно назвать этот признак и чем он являлся - возможно, это было полевое поведение - когда ребенок ходит вокруг горы игрушек и не может поиграть ни в одну, тяжело собрать воедино волю, внимание, желание. Это было все около полутора лет, чуть меньше, и я понятия не имела, что это что-то, да значит, но скорее всего это был еще один признак аутизма - потеря навыков. В прошлой статье я писала, что в возрасте одного годика дочка умела и понимала, общалась и отвечала на вопросы. При этом пока другие признаки аутизма еще не проявились, по крайней мере не проявились так, что я бы их запомнила. Это все началось после полутора лет, и постепенно стало приходить понимание, что "что-то не так".
Аутизм: первые звоночки. Часть третья "Колокола".