Люди по-разному пытаются познать мир, который их окружает (мироздание), мир который они представляют (общество) и свой внутренний мир (личность). Ученые ставят перед собой задачу открыть всеобщий закон и при помощи его познать все и управлять всем. Наверное, каждому человеку хочется понять, для чего он появился на этом свете и что с ним станет после окончания земной жизни.
Материалы и методы.
Здесь изложены мои представления о восприятии реальности, ее познании и о месте человека в мироздании. Информация, полученная из разных источников, использована мною на уровне целостного личного восприятия, подсознания и внутренней логики, а не специальных знаний. В философских проблемах волнующих общество и вариантах их решения новым может быть только их и восприятие и форма изложения в современном информационном поле. Здесь изложено мое видение места человека в мироздании не затрагивающее проблемы его ничтожестве или величии, скорее это вытекающая из современных реалий попытка осознать всеобщую зависимость и значимость.
Цели, задачи.
Способность человека адекватно познавать мир и ориентироваться в нём, осознавать своё место и назначение в этом мире - выступает как необходимая предпосылка социальной культуры общества. Осознать себя не центром а частью мироздания, познавать природные законы для того чтобы следовать им. Не покорять, а жить в единстве с природой и обществом - важнейшая задача, связанная с благополучием человека и человечества как элемента земной жизни. Попытка максимально доступно обозначить эту задачу является целью настоящей работы
Термины и определения.
Для каждой формы познания, владение специальным информационным аппаратом (языком) является необходимым условием в ней участия. Это обеспечивает однозначное толкование применяемых слов и определений при обмене информацией в сфере специальных отраслей знаний. Однако, при этом излишнее применение специального «научного» языка создавая впечатление элитарности, научности, не всегда улучшает содержательность информации и значительно затрудняет ее восприятие. Содержание научных текстов, становится доступным лишь узкому кругу лиц. Преднамеренное изложение своих идей на языке, в лучшем случае понятном лишь малой группе специалистов, непременно приводит к отрыву от остальной человеческой культуры, как бы упорно ни поддерживался этот стиль для избранных. Общие, системообразующие знания должны стремиться к универсальности и доступности восприятия своих понятий. Это облегчит обмен информацией и послужит развитию всех форм познания и их отдельных направлений.
Чтобы правильно и однозначно передать или понять информационное содержание, применяемые слова и определения должны использоваться в рамках той темы, в которой они созданы. Разные отрасли естествознания, прикладные науки и обыденное сознание зачастую определяют некоторые первичные понятия по-разному. Слова и определения связанные с живой материей, и процессами, в ней происходящими, несут значительную эмоциональную окраску, что придает им дополнительную много значимость. В живой материи (природе) отсутствует понятие добра и зла, такие понятия как «хуже» или «лучше». Существует лишь принцип целесообразности и адекватная реакция организма на внешнее воздействие. Есть понятия: «по-другому», «иначе». Исходя из вышесказанного, я попытался уточнить информационное содержание применяемых мною в данном тексте отдельных слова и определений. Приведенные определения не претендуют на научность и законченность, могут отличаться от обыденных и тех, что применяются в специальных научных дисциплинах. Их смысл и толкования актуальны в первую очередь в контексте для понимания ниже изложенных рассуждений.
Глоссарий
Агрессия – неотъемлемое свойство любой формы жизни. Представляет собой безусловное, целенаправленное действие без ограничений, связанное с получением извне энергии используемой для самосохранения и неограниченного самовоспроизведения.
Восприятие - форма получения и переработки живой материей информации об окружающей среде и собственном состоянии, представляющая собой активный процесс, в ходе которого живыми организмами формируется образ реальности, отбираются и организуются модели поведения, имеющие значение для решения основных жизненных задач.
Время – понятие используемое разумом человека для восприятия процесса движения материи, смены физических состояний материального (вещественного) мира.
Движение материи – изменение и проявления форм материи. По сути, это не перемещение куда-то в пространстве и времени, скорее это непрерывное изменение форм и атрибутов. Большая часть проявлений движения материи напрямую не воспринимается рецепторами человека.
Жизнь – форма материи (вещества) характеризующаяся активным, идущим с затратой полученной извне энергии поддержанием и самовоспроизведением специфической структуры и информации, результат спонтанной самоорганизации материи (вещества), происходящий при благоприятных условиях.
Информация - атрибут материи, который характеризует события или состояние движения материи и (или) содержит указание, определяющее это движение. Информация не вещественна – она всегда отражается или проявляется, обеспечивает возможность восприятия чего-то: вещества, поля, движения или другой информации. Эффект воздействия информации на известные нам формы материи не определяются количеством энергии, затраченной на ее передачу и использование.
Материя - непрерывная бесструктурная субстанция характеризующаяся отсутствием дискретности и меры. Материя не имеет физических и пространственных атрибутов. Никакие современные технические средства наблюдения не могут “наблюдать” непрерывную и бесструктурную субстанцию. Материя это зона нашего незнания о мире. Следует различать материю как таковую и её проявления. Для разума познаваемы лишь данные в ощущениях и воспринимаемые живыми организмами формы материи. Таковыми в настоящее время считаются вещество и поле.
Мышление – форма реализации разума, процесс обработки информации разумом живых организмов. Процесс мышления материален (это физические и химические процессы, происходящие в мозгу) и идеален (происходит с использованием информации и виртуальных образов реального мира), продукт мышления – не материален (это новая информация).
Познание – одна из форм поиска живой материей источников и способов получения энергии. Для человека это субъективный способ восприятия (проявления) окружающего мира путем осознанного применения функции разума с целью получения и переработки информации используемой для создания разумом новой информации, в том числе и недоступной для непосредственного восприятия рецепторами организма.
Разум – функция живой материи, обеспечивающая использование, переработку и создание информации.
Экспансия - расширение, распространение чего-нибудь за первоначальные пределы, неотъемлемая особенность живой материи.
Жизнь. Информация и энергия.
Познание места и назначения человека в мировом порядке следует начинать с ответа на некоторые первичные вопросы. Что мы понимаем под словом жизнь? Что такое и для чего разум в мире живой материи? Несомненно, что содержание ответов будет зависеть и от того, что мы определяем такими многозначными словами как: материя, бог, информация, разум.
Для каждой из рассматриваемых здесь форм познания связанных с разумом: религии, философии, науки – существуют разные определения понятия живого (жизни). Свои определения жизни и ее назначения имеются в языке культуры и в быту. Каждое из них используется и считается верным в рамках той системы, в которой и для которой оно создано. Здесь я рассматриваю жизнь, в первую очередь, как форму существования материи.
Граница между живым и неживым в познаваемом мире весьма условна и зависит от критериев, принимаемых при определении этих понятий. Для определения содержания понятия жизни будем исходить из того, что «первичный материал» для живого вещества (жизни) и неорганического вещества одинаков. Такая форма материи как вещество и весь многообразный мир предметов и организмов создан из однообразных, в нашем представлении, элементарных частиц. Даже такое специфическое вещество, как мозг, состоит из обычных «мертвых» молекул и атомов.
Существуют различные объяснения появления и формирования жизни. Одним из них является предположение, что появление живого вещества (жизни) это закономерное самопроизвольное зарождения порядка в сложных системах происходящее при определенных условиях. [5;7;8]. Следствие естественного мирового порядка, а не в высшей степени неправдоподобная случайность. В этом случае первые прообразы жизни могут представлять собой локальные области концентрации энергии и информации. Дальнейшие формы этих прообразов живого вещества могут проявляться в виде изменений в эволюционной истории различного рода открытых систем, путем обмена энергией и информацией с внешней средой, за счёт чего и происходят последующие усложнение процессов локальной упорядоченности и самоорганизации.
В самом общем смысле, жизнь можно определить как одну из возможных форм проявления материи, соответствующую определенному уровню концентрации вещества, информации и энергии. Активное, идущее с использованием полученной извне энергии, поддержание и эволюционное самовоспроизведение специфической материальной структуры способной на разных этапах своего движения воспринимать (проявлять) и познавать окружающий мир и самое себя.
Способность к поиску и использованию энергии и информации и обмен ими, а также способность к неограниченному самоповторению (экспансия и репликация) - первичные задачи и свойства живого вещества. Без обмена информацией и энергией с окружающей средой, ни одна форма жизни не существует.
Информация - одно из наиболее общих понятий естествознания. Несмотря на широкое распространение, это понятие не имеет единого и общепринятого определения. Используемые определения информации имеют локальное значение и не отражают ее участие и роль в движении материи. В настоящем тексте слово «информация» используется для определения свойства материи характеризующее событие или состояние (фазу движения материи) и (или) содержащая указание, определяющее это состояние или движения. По своей сути информация не являются веществом или полем, но она существуют объективно и участвует в движении материи во всех ее известных нам формах. Что такое и как передается информация? Ограничивает ли скорость света - безусловный ограничитель в реальном мире вещей - скорость передачи информации? Если скорость передачи информации не имеет ограничения, то и материя может предстать перед разумом совершенно в ином виде, отличающемся от его вещественного проявления. Там где нет ограничения в скорости, нет ограничений в пространстве и времени? Какой тогда смысл в космических кораблях для покорения пространства и физических контактах в их традиционном понимании?
Можно предположить, что уточнение смысла самого понятия и роли информации в движении материи, даст возможность разуму расширить область умопостигаемого пространства. Позволит по новому увидеть и на определенном этапе подойти с единой общей точки зрения к изучению самых различных процессов, которые происходят в материи, в том числе в живом веществе.
Для любой формы жизни максимальный доступ к энергии, при минимуме затрат на это является центральным вопросом ее существования. Так называемая борьба за выживание, выражающаяся в агрессивности и экспансии, является неотъемлемой особенностью всей живой материи и по своей сути представляет одну из форм поиска и способ получения свободной энергии. Информация и энергия определяют состояние любой формы живой материи. Чем больше степень упорядоченности вещественной структуры, тем больше она содержит информации и потребляет свободной энергии, тем меньше её вероятность и надежность как носителя информации. Первичным и определяющим в эволюции жизни является направление не на усложнение и организованность формы живой материи, а на совершенствование ее энергоэффективности. Живые организмы, обладающие разумом энергоемки и ненадежны как носитель информации, но они в состоянии обеспечить практически неограниченный доступ к энергии. Простейшие организмы ограничены в возможностях получении энергии, но простотой своего строения и количеством, обеспечивают надежность сохранения информации. Кажущаяся слабость и уязвимость жизни, как биологического носителя информации в физическом мире, компенсируется за счет единства информационного поля живой материи. Многократно повторяемая путем репликации отдельных живых организмов, информация эволюционно трансформируется, передается и сохраняется в разных формах этого единства.
Первичными обособленными единицами эволюционирующей живой материи являются не отдельные организмы (носители информации) а популяции - совокупность организмов одного вида, обладающая общим генофондом образующие свое единое информационно поле. Движущая сила биологической эволюции — естественный отбор — проявляется через отдельные организмы в рамках популяции. Естественный отбор — понятие статистическое. Каждый живой организм можно рассматривать как объект видового информационного поля, носитель уникальной копии видовой информации участвующей в эволюционном отборе. Организм содержит одну из множества уникальных копий видовой информаций принимающих участие в естественном отборе. Информация, содержащаяся в сложной форме вещества или жизни это не просто сумма информаций более простых форм ее составляющих. Это качественно новая информация. Основная и наиболее изученная современной наукой единица земной жизни, материальное проявление и реальный носитель её свойств – клетка. В клетках организма происходят процессы жизни. В клетках содержится генетическая информация, используемая для репликации, содержится все прошлое - генетическая память, а в значительной мере будущее – направление развития живого организма. С распадом живого организма (смертью человек) он исчезает как объект вещественного мира (физический объект). Часть уникальной информации заключенной в отдельном организме при его жизни может быть в различной форме передана другим носителям информации данного вида и таким образом сохраняется в общем информационном поле. Для людей как представителей биологического вида носителем видовой информации является человек, а формой информационного поля - человечество.
Материя и вещество. Движение материи, пространство и время.
Для обозначения единства окружающего мира в данном тексте используется понятие материи как фундаментальной и неразделимой первоосновы всех известных нам объектов и явлений. Точного и однозначного определения понятия материи и доказательств ее реальности на сегодняшний день не существует. Под понятием «материя» здесь определяется непрерывная бесструктурная субстанция характеризующаяся отсутствием дискретности и меры. Материя не имеет физических и пространственных атрибутов, а, следовательно, на современном уровне развития науки материя не доступна для познания разумом человека научными методами. Материя это зона нашего незнания о мире.
Материя, в ее доступных для познания формах вещества и поля, образует Вселенную, существующую объективно и независимо от того как мы ее представляем. Любой земной организм живет в своем реальном мире, поскольку сам является непосредственной частью этой реальности Различно только восприятие этой реальности. Вначале в представлениях людей Земля была плоская. Затем Земля стала круглая и разместилась в центре Вселенной. Наконец Земля и Вселенная – произошли из сингулярности в результате Большого взрыва. Появились «темная материя» и «темное вещество». Я думаю, что появятся и другие «более правильные» теории. В своем познании люди всегда пользуются лишь доступной на уровне располагаемой информации моделью мира. В окружающем мироздании для человеческого разума непознанное занимало, и всегда будет занимать основную часть - оно безгранично и постоянно. Познанное изменчиво и имеет временные рамки.
Следует различать материю как таковую и её проявления. Для разума познаваемы лишь данные в ощущениях и воспринимаемые живыми организмами проявление материи. Таковыми в настоящее время считаются вещество и поле. При этом понятия материя и вещество, будучи принципиально различными, для познания неразрывно связанны друг с другом, по своей сути это материя. Нет четкого разграничения в применении определений материи и вещества, а зачастую они даже отождествляются. Материя проявляется и изучается в качестве объектов и физических состояний разнообразных структурных уровней, пребывающих в различных фазовых состояниях, а именно: вещества (структурированной материи) и поля (неструктурированной материи). Открытие поля как вида материи подтверждает возможность наличия различных видов материи
Материя находится в постоянном движении известных для познания проявлений и характеристик: вещества, энергии и информации. Большая часть проявлений движения материи не воспринимается рецепторами человека. По сути, это движение не изменение состояния и места в координатах единого пространства-времени, скорее это непрерывное вневременное изменение различных, в том числе и неизвестных нам форм и атрибутов материи, изменение как таковое, т.е. становление другим. В отношении к материи понятие «пространство – время» не применимо, принятые в мире науки физические параметры и определения отсутствуют в бесструктурном мире материи.
Пространство, бесконечность и время – образы, используемые для восприятия движения вещества в мире материи разумом человека в процессе познания. Бесконечность — категория человеческого мышления, используемая для характеристики предметов и явлений, для которых невозможно указание границ или количественной меры. Наше обыденное сознание и практический опыт свидетельствуют о том, что в познаваемом мире есть время - длительность определенных событий, что все события происходят в пространстве – имеет начало, направление и удаленность. Движение материи воспринимается разумом человека как перемещение вещества или событие – нечто происходящее в определенной точке пространства в определенный момент времени. Движение в вещественном проявлении материи происходит в пространственно- временной системе координат, а для познающего разума человека пространство и время существуют как формы проявления реальности.
Для человека время делится на прошлое настоящее и будущее. Понятие времени как «до» «сейчас» и «после» не применимы для движения материи, оно применяется разумом человека для ориентировки в окружающем мире и используется в процессе его восприятия и познания. Прошлое и будущее виртуальные понятия формируемые разумом человека. Прошлое-то что было, сохраняется и восстанавливается разумом виртуально в виде нематериальных образов в памяти человека. Будущее - то же виртуальное многообразие - могущее быть с какой-то долей вероятности. Настоящее-это и есть неуловимое и не воспринимаемое сенсорной системой человека движение материи. Разумом человека к вектору времени привязаны все воспринимаемые сенсорной системой изменения в окружающем мире. И в первую очередь изменения в мире живой материи. От появления и развитие организмов, до их распада и превращения в иные вещественные формы материи. Для живых организмов, у которых нет разума и сознания, не существует различия между прошлым и будущим. Живые организмы (формы живой материи) возникают, исполняют свое жизненное предназначение «тут и сейчас» и исчезают «не думая» о времени и все временные «привязки» в этой ситуации просто не имеют смысла и значения. Время существует как категория познания, того что мы определяем как реальность на уровне рецепторов, сенсорных систем и разума человека. В физическом мире прошлое исчезает навсегда, а в будущем предсказуемы только вероятности, а не события.
Любое представление о реальности субъективно. Для человека, воспринимаемая модель мира, определяемая как реальность, формируется с участие разума путем построения различного рода мыслительных конструкций. Так дуализм волна-частица не есть объективная реальность, а конструкция для расширения умопостигаемого пространства. Так Большой Взрыв Вселенной, сингулярность и расширяющаяся Вселенная – мыслительные модели толкования информации полученной при наблюдении проявления движения вещества в доступных для нашего восприятия границах Вселенной. Образно говоря, информацию о мироздании мы получаем, не осматривая мир со всех сторон и даже не через небольшое оконце, а заглядывая через узкую щель. [3] . Разум, экстраполирует получаемую информацию за границы сенсорного «видения» и строит предположения, на основании имеющихся знаний с помощью мыслительных конструкций основываясь на методах различных форм познания.
Восприятие. Разум. Мышление. Сознание. Инстинкты.
Восприятие - это способ получения различными формами жизни информации и формирование образа окружающей среды, представляющий собой активный процесс, в ходе которого создается образ реальности, соответственно которому отбираются, и организуются модели поведения, имеющие значение для решения жизненных задач. У разных форм жизни (живых существ) существуют различные формы и способы получения, обработки, и хранения информации, а также способы выбора (программы) оптимального для данной ситуации применения полученной информации. Даже элементарные органы чувств замечают особенности окружающей среды, важные для жизни организма. Ответные действия возможны потому, что организм соотносит ощущения, происходящие от окружающей среды, с этой средой.
Жизнь на Земле возникла, сформировалась и существует на основании информации получаемой из окружающей среды. У каждой формы жизни (отдельного организма) свое восприятие реальности, обеспечивающее его существование в этом мире. Для человека реально существует мир, который формируют его сенсорные системы и разум, которые сами формировались вместе с человеком под воздействием окружающего мира. Так появляются: голубое небо и белые облака, зеленый лес и желтое поле, дороги и жилища, животные и птицы. Но и эта реальность общая для восприятия всех людей, в какой-то мере индивидуальна и неповторима для каждого человека. Окружающая реальность, сформированная в живом организме путем обработки информации объективна, специфична и в целом одинакова для однотипных организмов в меру схожести их систем и способов получения и переработки энергии и информации. Вирусы, микробы, микроорганизмы - все они обладают способностью воспринимать окружающий мир как реальность и исполнять свою жизненную задачу. Вопрос «Как выглядит реальный мир? Похожа ли воспринимаемая картина на реальный мир, или же последний, мир «в себе», отличается от «нашего мира» является некорректным. Появляется вопрос: « Реальный мир для кого?». « Выглядит» только то, что видит (проявляет) наблюдатель. Виртуальный образ окружающего нас мира, сформированный разумом и есть тот реальный мир, доступный для познания разумом и обеспечивающий наше существование и саму возможность задавать подобные вопросы
Разум, являясь продуктом эволюции, вносит новое качество в процесс эволюции. Физическая оболочка дала возможность организмам перемещаться в пространстве: ходить, летать, плавать. Значительно расширила возможности доступа к энергоресурсам. Появление и развитие функции разума обеспечивает качественные изменения форм доступа к энергии и информации для живой материи. Способность оперировать виртуальными абстрактными понятиями, которые по своей сути являются информацией, создавать новую информацию, обеспечила практически неограниченный доступ к энергии. С помощью разума человек в процессе познания проникает в новые реальности недоступные для восприятия с помощью сенсорных систем организма. Жизнь начинает не только проявлять мир, но и познавать его, а, следовательно, и самое себя. В самом общем смысле - разум это одна из функций живых организмов, обеспечивающая восприятия и формирования виртуальных образов реальности, предназначенная для реализации основных жизненных задач организма путем осознанного использования информации. Как и любая функция, разум не существуют отдельно от своего носителя – живого организма и как любая функция живых организмов имеет ограничения в своем применении. Как для отдельного человека, так и для человечества в целом
Человек не единственное земное существо, которое для решения задач различной сложности и определения вариантов своего поведения использует разум. Данную схему выбора оптимального варианта в разной степени используют и другие живые организмы. Однако уровень применения разума и самосознания, выделяет человека из всего живого мира.
Вместе с тем человек был и остается всего лишь один из элементов земной природы и все те механизмы, которые распространяются на земные живые организмы, безусловно, распространяются и на человека.[6;9]. Сознание, как осознанное мышление, занимает лишь небольшое место в существовании человека, оно само контролируется психическими процессами, которые протекают бессознательно и поэтому недоступны для сознательного контроля. Природа рациональна, а человек элемент природы. Поведение всех земных организмов предопределено генетическими программами на уровне первичных инстинктов и отклонения от них невозможны. В процессе принятия жизненных решений и для человека инстинкты гораздо важнее и влиятельнее механизмов поведения создаваемых сознанием и мышлением.
Мозг-часть организма человека с помощью, которой реализуется использование функции разума. Процессы, связанные с разумом – бессознательная и сознательная обработка нематериальной информации, суть виртуального мышления, происходят в материальном веществе (мозгу). Процесс мышления сам по себе материален и идеален. Продукт мышления - информация не материальна. Связь между материальным и идеальным мирами происходит через разум человека.
Формы познания: религия, наука, философия.
Для формирования оптимального поведения в среде обитания живые организмы должны постоянно приспосабливаться к непрерывно изменяющимся внешним условиям, исследуя, изучая и познавая эту среду путем сбора и обработки как внешней, так и своей внутренней информации. В результате чего формируется динамическая информационная модель внешнего мира, определяющая на мировосприятие и поведение. У людей осознанная часть этой деятельность определяется как познание – задача и форма реализации разума. Обыденное познание, происходит непрерывно как сознательно, так и бессознательно, основывается на разных формах восприятия и практической чувственно-вещественной деятельности. Существуют разные классификации и определения форм познания окружающего мира разумом. Религия, философия и наука – основные способы, формы и инструменты целостного познания мира человеком при помощи разума использующие специально созданную и оформленную методологию. [4]
В основе всех названных здесь форм познания, с разной степенью проникновения в них, лежит вера. Вера выступает как необходимый и незаменимый элемент в процессе познания, способ обработки информации разумом. Она обеспечивает работу механизма познания через религию, философию и науку и независима от них. Источники веры в природной сущности человека, в его подсознании. Понятие веры характеризует состояние внутреннего мыслительного процесса человека как момента реального процесса познания призванного восполнять недостаток чем-то подтвержденной информации. Существование веры на уровне инстинктов, позволяет ориентироваться в окружающем мире, получать ответы, на волнующие вопросы, принимать необходимые решения. Здесь своя «методология». Вера и доказательства исключают друг друга: если мы во что-то верим, то нам не нужны доказательства.
Вера лежит в основе религиозной формы познания. Однако вера и религия не тождественные понятия. Вера как форма познания реализуется в человеке и обществе через религию и церковь. Следует различать веру (способ обработки информации разумом), религию (веру в Бога) и церковь (социальный институт, элемент государственной идеологии). Предрасположенность к религиозным убеждениям, пожалуй, самая сложная и мощная сила человеческого сознания. Кроме того религия, в первую очередь, регулирует поведение индивидов и социальных групп, устанавливает определённые рамки для свободы поведения человека. Религия не только выделяет человека из окружающего мира, но и создает и прививает правила поведения в нем как разумного существа.[1] Через религию и церковь происходят эволюционные изменения поведения в человеческом информационном поле. [9]. Некоторые из этих правил входят в противоречие с природными инстинктами, но они благотворно регулируют общественные отношения. Понятие бога – основа любой религии. Бог присутствует в разуме людей и в этом он ничем не отличается от других моделей нашего разума. Однако бога и религию не всегда, получается, заменить соперничающей «мифологией», основанной на науке с ее методологией. Церковь со всеми ее атрибутами – социальный институт обеспечения религиозной составляющей общечеловеческого информационного поля.
Первооснова бытия – это вопрос, имеющий два равноправных и равно недоказуемых ответа. Первичность материи также научно недоказуема, как и первичность, существование Бога. Более того, эти две гипотезы взаимопроникающие. Человек может принимать или не принимать существование бога, но нет сознания человека без веры. Без веры в то, что реальность, возможно, охватить нашими теоретическими построениями и веры в истинность используемых моделей мироздания не могло бы быть науки.
В процессе научного познания люди исходят из того, что возможно полное познание мира. Природа рассматривается наукой как множество объектов, над которыми можно производить манипуляции и измерения для познания управляющих ею природных законов, тем самым получить возможность управлять ею. Во все времена ученые заняты поиском окончательных законов, верят в существование идеального предела знаний и в то, что человеческий разум приближает этот предел, который определяют как объективная истина и что они уже близки к завершению поисков окончательных законов природы. Наука ставит перед собой задачу научиться управлять физической реальностью, вынуждать ее действовать в рамках заданного «сценария».[3] Современная наука в значительной мере представляет опасность для физического существования человечества. Она создает иллюзию, что природу нужно «преодолеть», ею можно и нужно « управлять» заставить что-то делает «даром». Все больше людей начинает понимать, что отрицательные последствия непродуманного использования научных знаний в виде негативного воздействия человечества на природу это высокая плата за успехи технологического прогресса.[11],[12].
Человечество не может жить и развиваться, не осмысливая себя и свой мир. Философия – проявление и форма реализации сознания, которая исследует объекты и процессы на стыке идеального и материального (веры и науки)[2]. Воплощает в себе процессы познания, происходящие в коллективном разуме мыслительной работой отдельных личностей. Началом каждой физической теории являются мысли и идеи, а не формулы. Философские обобщения, которые распространяются далеко за пределы областей ограниченных наукой, основываются на научных результатах. Однако, раз возникнув и получив широкое распространение, они очень часто влияют на дальнейшее развитие научной мысли, указывая одну из многих возможных линий развития. Информация, накопленная коллективным разумом через философию, определяет суждения, влияющие на вопросы, которые ставят ученые.
Нет универсального или главного способа познания, и философия никогда не заменит науку, наука не заменит философии, как нет познания без религии, основанной на вере. Нет чистой (рафинированной) религиозной веры, науки и философии. Все они пропитаны друг другом и оказывают взаимное влияние. Непреодолимые противоречия между религией, философией и наукой, а также у множества направлений внутри этих форм познания реально отсутствуют, как правило, существуют противоречия между конкретными людьми - представителями этих путей познания. Есть неприятие чужого мнения, вплоть до физического ему противодействия. Иногда это глубокое внутреннее убеждение в собственной правоте, иногда элементарная корысть или иные побуждения.
Заключение.
Результат любого познания приходит в рамках располагаемой информации. Новые концепции возникают не просто в итоге точных наблюдений или математических выводов, и даже не в результате их сочетания, но лишь благодаря работе творческого воображения. Лишь отдельные лучи света познания нового проникают в разум. Все остальное занято переработкой чужих, ранее добытых знаний. Окружающий нас мир не непознаваем. Он познаваем бесконечно на протяжении всего процесса познания.