Третий год в России пытаются вывести из тени доходы граждан, зарабатывающих ремеслом, а также блогеров, фотографов, репетиторов, ведущих разных мероприятий, фрилансеров и так далее. В качестве эксперимента ввели статус самозанятого, но возможность использовать его ограничена 2019—2028 годами. «У нас каждый второй чем-то занимается — тортики печёт, свадьбы фотографирует, а налоги платят единицы, — говорит руководитель бухгалтерской группы компании «Мастер права» Юлия Красовская. — Для государства введение такого статуса налогоплательщика точно плюс, так как сейчас уже порядка двух миллионов самозанятых, то есть на два миллиона людей стало больше платить налоги, а это серьёзная цифра».
Всё предельно просто
Сергей Сидорин уже с десяток лет работает ведущим свадеб, юбилеев, конкурсов и других развлекательных мероприятий. Сейчас Сергей — самозанятый, он исправно отдаёт положенную часть от своего дохода в казну государства.
«Лучше так платить налоги и спать спокойно. Я в основном работаю с юридическими лицами, веду корпоративы и прочие праздники в компаниях. Практически все они заключают со мной договор, — рассказал Сергей Сидорин. — Всю оплату я провожу через приложение «Мой налог», это очень быстро и легко».
Налоговая ставка у самозанятых — минимальная. По договору с физическим лицом самозанятый платит налог 4%, с юридическим — 6%. Никакой отчётности в налоговую службу подавать не требуется. Кассовых аппаратов тоже не надо. Нужно только зарегистрироваться в личном кабинете на сайте ФНС или скачать приложение «Мой налог», работать в нём не сложно. В приложении в момент продажи своих услуг самозанятый вводит полученный доход, и программа выдаёт чек.
Можно его распечатать и отдать клиенту, можно отправить на электронную почту. По итогам месяца Ф Н С выставляет сумму налога, который надо оплатить не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным.
«Самозанятые — это ребята, которые не хотят заморачиваться с ведением бизнеса и при этом не хотят, чтобы их взяли за одно место», — смеётся Сергей. По сути, так оно и есть. Сейчас налоговая получила доступ ко всем счетам и банковским операциям.
«Если сейчас вас не трогают, это не значит, что не тронут через год. Если вы уклоняетесь от налогов, то рано или поздно к вам обратятся налоговики и попросят предоставить всю информацию о доходах за три последних календарных года и спросят, почему с этого дохода не был уплачен налог», — комментирует Юлия Красовская.
Не всё так радужно
Кажется, что в «самозанятости» одни плюсы. Но это не так. Пенсионные отчисления самозанятые не платят, а значит, в старости они могут надеяться лишь на личные сбережения. До пенсионного возраста Сидорину ещё далеко, а вот со вторым «недостатком» своего статуса он столкнулся совсем недавно. Сергей хотел взять кредит на ремонт, но ни один банк не согласился дать ссуду формально неработающему гражданину.
Также существенным минусом является ограничение доходов — 2 миллиона 400 тысяч рублей в год, и надо так спланировать свою деятельность, чтобы уложиться в годовой лимит. 200 тысяч рублей дохода в месяц, для Москвы, например, это не так много. И если самозанятый вдруг превысил лимит, то придётся заплатить 13% НДФЛ, как обычное физическое лицо. Самозанятому нельзя сотрудничать со своим бывшим работодателем, если с момента увольнения прошло менее двух лет. Кроме того, у самозанятых есть дополнительные ограничения: нельзя торговать маркированными товарами либо заниматься перепродажей, на которой строится большая часть торгового бизнеса.
«Всем юридическим лицам и ИП нужно аккуратно работать с самозанятыми, постоянно проверять их статус , — отмечает Красовская. — В случае потери этого статуса самозанятый становится обычным физическим лицом, за которое юридическое лицо или ИП будет обязано платить НДФЛ, страховые взносы, сдавать отчёты. Если вовремя не узнать о потере статуса, то можно «попасть» на приличные штрафы за не начисленные налоги и не сданные вовремя отчёты».
Что выгоднее
Специалисты скептически относятся к статусу самозанятых, в частности это касается «выгоды» от пониженной налоговой ставки. По сути, налоги, при сравнении с ИП на упрощенной системе налогообложения, самозанятые платят почти такие же. Но индивидуальный предприниматель может уменьшить свой 6%-й налог на сумму страховых взносов, а страховые взносы всё-таки пойдут в пенсионные накопления. Кроме того, индивидуальный предприниматель всегда имеет документальное подтверждение доходов, что можно использовать для работы с банками и кредитными организациями.
А выгодны ли государству эти «выгоды»? Эксперты сходятся в мнении, что «удобный» способ вести бизнес в качестве ИП, возможно, ждёт упразднение.
«Перспективы дальнейшего существования статуса самозанятого точно есть. Скорее ИП могут ликвидировать. Очень многие сейчас говорят о том, что ИП себя изжил как организационно-правовая форма, — продолжает Юлия Красовская. — Не исключаю, что могут оставить для крупного бизнеса ООО и статус «самозанятый» для мелкого бизнеса, который работает только на себя и не участвует в госзакупках и других действиях, характерных для юридического лица. Но это пока только разговоры.
Есть и другой вариант — наоборот, самозанятых обяжут платить страховые взносы и за счёт этого уменьшать свой налог на доход. По сути, отличие от ИП будет только в отсутствии отчётностей, необязательности кассы при работе с наличными».
Как итог — эксперимент под названием «самозанятость» пока вполне удаётся. Те, кто хочет работать легально и не заморачиваясь, выбирают для себя этот статус. Другие — у кого есть амбиции развивать свой бизнес, выбирают иные организационно-правовые формы.
Дарья Трофимова