Критик Белинский считает, что ум Татьяны спал, когда она влюбилась в Онегина.
Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило её душе; ум её спал
По мнению Виссариона Григорьевича, бодрствовало и говорило в полный голос только сердце героини. Причиной всепоглощающего чувства к Онегину, по Белинскому, была всего лишь девическая жажда любви. Другими словами, девушка созрела, пришла весенняя пора её жизни, надо было в кого-то влюбиться, пред глазами предстал интересный, непохожий ни на кого мужчина, богатое воображение приписало ему благородные черты книжных героев – и влюблённость стала неизбежностью. Всё так и не так. Всё было бы так, если бы Татьяна была экзальтированная барышня – и только. Всё было бы так, если бы Татьяна не пронесла своё чувство сквозь годы.
Я попытаюсь доказать, что и здесь Белинский традиционно не понял героиню Пушкина.
Итак, уже с самого начала, с первых строк создатель Татьяны подчёркивает её необычность. С детства поведение дикой, печальной и молчаливой барышни не вписывается в привычные рамки. Она не ласкалась к родителям, не играла в куклы, не бегала в горелки, её не веселили детские забавы. Все барышни должны заниматься рукоделием. А она не любила и не занималась. Я так понимаю - вообще не занималась. «Её изнеженные пальцы не знали игл…» Донельзя странная девочка. Как она умудрялась не умирать от тоскливой скуки? Чем была наполнена её бессодержательная внешне жизнь? А вот чем:
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.
Нельзя быть задумчивым, когда ум спит. Да и мечты – это порождения ума или сердца? Разве можно причислить мечты к сердцу, изъяв их из ума?
Ум Татьяны не спал ни одного дня, иначе это была бы не пушкинская Татьяна. Ум спит у Ольги, спит он у матери Татьяны. Они живут, как принято, как заведено, не задумываясь. Ольга по-обезьяньи повторяет кукле "уроки маменьки своей", и этого ей достаточно для понимания жизни. Мать Татьяны "любит" Ричардсона, повторяя модное имя вслед за княжной Алиной.
Для какой цели Пушкин пишет о таком странном поведении Татьяны в детстве?
Потому что переносит центр тяжести всей её жизни внутрь. Его любимый идеал живёт напряжённой, богатой жизнью сердца. И скажите мне, что при такой непрестанной, скрытой от посторонних глаз деятельности души, её «ум спал»??? Не слишком ли оригинально звучит?
В Татьяне неразрывна связь ума и сердца. Если она что-то чувствует, она обязательно это обдумывает, осознаёт. Ей никогда не бывало скучно в одиночестве, не нужно было общество, забавы, развлечения, ибо её внутренняя жизнь полна и многогранна. Потому полна и многогранна, что задействована вся её личность целиком. Ум и сердце у Татьяны в ладу!
А где брать пищу для сердца и ума? Откуда юное человечество веками черпает эту неиссякаемую пищу? Разумеется, из книг. Лично я по-матерински всей душой рада за Татьяну, ведь в момент формирования её личности её миновала искушающая чаша. Ей не пришлось читать книги, в которых «порок любезен». Какие нравственные выводы сделает девочка – «отроковица» - живущая НЕ в провинциальной глуши из книг лорда Байрона?
Мораль на нас наводит сон,
Порок любезен — и в романе,
И там уж торжествует он.
Британской музы небылицы
Тревожат сон отроковицы,
И стал теперь ее кумир
Или задумчивый Вампир,
Или Мельмот, бродяга мрачный,
Иль Вечный жид, или Корсар,
Или таинственный Сбогар.
Лорд Байрон прихотью удачной
Облек в унылый романтизм
И безнадежный эгоизм.
Разве только подобные книги способны разбудить девичий ум?
В детстве Татьяна читала правильные книги. Нравственный человек устроен так, что не может не стремиться к добродетели. Пытливый ум непрестанно будет искать в окружающем мирозданье признаки Божьей благодати, сознательно и бессознательно настраивать свою душу на эту гармоничную волну. По пути поиска правды нельзя не идти с широко открытыми глазами, с трезвым сердцем, с напряжённой работой ума.
Эти мои слова о поиске юной Татьяной гармонии в мире, смысла бытия можно, конечно, подвергнуть сомнению и повторять за Белинским, что её ум спал. Но полноте, та ли это будет Татьяна?
А теперь порассуждаем, как начиналась её влюблённость. Онегин приехал к Лариным из любопытства, пожелав познакомиться с Ольгой. Очень уж много времени приходилось ему слушать восхищённые излияния друга.
Он и Татьяна были на этой встрече сами собой, вели себя привычно. Она вошла и села у окна. Сотни раз она выходила к гостям и была «грустна и молчалива», как им казалось. Но именно эта «тихость» развивала в ней тонкую наблюдательность и вдумчивость. Невозможно одновременно кокетничать и осмысливать. Можно не сомневаться, что острота её восприятия, душевный интерес к столь необычному гостю, как Онегин, в момент его посещения были особенно велики. Её ум не только не спал, он жадно впитывал новое и интригующее, осмысливал, переваривал.
А как вёл себя Онегин? Разумеется, ему нет никакой нужды притворяться, и он предстаёт перед семейством Лариных таким, каким является на самом деле. Наблюдательным, многое в жизни понимающим, умным, умеющим быть милым и светским. И ещё. Думается мне, Татьяна способна была заметить и его привычную разочарованность, неудовлетворённость. Ей, конечно, трудно ответить на вопрос о причинах этой хандры (ему самому это сделать так же трудно). Но, думается, она контурно почувствовала фоновую саднящую боль его души, а уж заинтересовалась этим, без сомнения.
Если следовать букве романа, Татьяна влюбилась не сразу. Явно не в этот вечер. Прошло какое-то время (день? два? неделя?), пока соседи не начали судачить о причинах визита Онегина к Лариным.
Меж тем Онегина явленье
У Лариных произвело
На всех большое впечатленье
И всех соседей развлекло.
Пошла догадка за догадкой.
Все стали толковать украдкой,
Шутить, судить не без греха,
Татьяне прочить жениха.
………………………………………
Татьяна слушала с досадой
Такие сплетни; но тайком
С неизъяснимою отрадой
Невольно думала о том;
И в сердце дума заронилась;
Пора пришла, она влюбилась.
Думала. Дума. Не намеренно ли Пушкин оставил на рядом стоящих строчках однокоренные слова, которые сейчас, будь это школьным сочинением, некоторые ретивые учителя посчитали бы речевой ошибкой – однообразием речи? Разве можно точнее и полнее сказать об удивительной особенности Татьяны? А именно – о редкой целостности её натуры? В сердце дума заронилась! Для Татьяны рассудок и чувства едины!
В сердце – дума!
Разве такими словами характеризуют любовь, в которой ум спит?
А дальше, без всякого сомнения, первую скрипку заиграет сердце, возликует и восплачет душа. В любви по-другому и быть не может. Голос разума отойдёт на второй план. Но разве это означает, что разум должен умолкнуть и впасть в спячку? В своём письме, например, помимо главного его содержания: горячего, сердечного признания в любви – Татьяна очень логически обоснует причины его написания, резонно и здраво предположит возможность ошибки: «Быть может это всё пустое, обман неопытной души! И суждено совсем иное…»
Разве это пишет не мучительно и непрестанно думающий человек?
Спасибо, что дочитали! Если статья понравилась, ставьте лайк, подписывайтесь на канал, высказывайте своё мнение. Я буду очень рада!