Военно-политическое руководство Германии воодушевилось сменой власти в США и надеются наладить отношения с Вашингтоном. Инструменты для этого используются самые примитивные: например, министр обороны ФРГ призвала (в очередной раз) увеличить военные расходы.
Заявления подобного рода раздаются внутри Североатлантического альянса столь часто, что все уже давно забыли, что было в начале – курица или яйцо, точнее, «российская угроза» или финансовые интересы Запада.
Само собой, союзники по НАТО упорно поддерживают легенду о необходимости выделять все больше денег на оборону, потому что это сможет защитить Европу от вторжения российских танков, но в нее еще можно было поверить – хоть и с трудом – несколько лет назад.
Однако год за годом Россия не подает ни единого повода даже предположить, что она планирует действия, подпадающие под названия «агрессивные», поэтому в правдоподобность сказки о «российской угрозе» верить все сложнее. Это, отчасти, выступило причиной усугубления внутриполитического конфликта в альянсе, урегулировать который не представляется возможным.
Это стало вполне закономерным следствием политики НАТО, которой руководство организации придерживается последние три десятилетия: расширять военно-политический блок во что бы то ни стало, не думая о последствиях. В результате альянс из некогда немногочисленного кружка единомышленников, боявшихся Советского Союза, превратился в клуб «для тех, кому за…»: кто-то туда пришел, чтобы решить свои проблемы, кто-то – чтобы найти новых друзей, а кто-то вообще от нечего делать, так что с него и спросу нет.
Разумеется, управлять тридцатью странами, которые ничего не объединяет, не представляется возможным: то, что отвечает интересам одних, ущемляет права других, а помогать другим в ущерб себе дураков нет (почти). Единственное, что еще позволяет Брюсселю удерживать хоть какой-то контроль над партнерами, – это «российская угроза».
Впрочем, и этой истории скоро придет конец. Российское правительство не стало идти по пути опровержения неверной информации и не собирается никому доказывать мирный характер своей политики. Еще год назад, с началом пандемии коронавирусной инфекции, оно сделало шаг навстречу и обезоружило администрацию НАТО предложением взаимного прекращения учений в Балтийском регионе: это помогло бы перенаправить ресурсы с военных мероприятий на борьбу с вирусом.
Но западные коллеги отказались внести изменения в план учений и до нынешнего момента никакого снижения активности альянса у российских границ не наблюдается. Это вполне объяснимо: как только Брюссель согласится, что тысячи военнослужащих НАТО заняты не очень нужными делами, которые можно приостановить и даже отменить, концепция «российской агрессии» пойдет прахом.