Найти в Дзене
Учимся в России

Как игра на музыкальных инструментах помогает детям стать физиками и математиками.


Недавно я написала
статью про любовь моей дочери к игре на фортепиано. Музыка так или иначе связана с нашей жизнью, нам нравится слушать приятные мелодии. У кого-то это классика, кто-то предпочитает более простые популярные произведения. Это дело вкуса и привычки. Но слушать одно, а исполнять другое. Лет 5 назад я посмотрела фильм «Легенда о пианисте» итальянского режиссёра Джузеппе Торнаторе. Там блистал неповторимый Тим Рот. Помню, меня тогда одолело жгучее желание играть. Я прониклась идеей фильма, что музыка может быть смыслом жизни, что она бывает такой непередаваемой. Это высший уровень осознания вселенной, через ноты, и власть его над теми, кто посвящён, то есть сумел поймать и прочувствовать это, поглощает всецело. Мне хочется бесконечно описывать сцены из фильма, особенно Вальс с океаном, но сейчас о другом.

Помимо эмоциональной составляющей, есть и другая. Музыка влияет не только на возможность перенестись в иную реальность. Игра на инструменте определённым образом действует на мозг, что доказали учёные.
У музыкантов развиваются оба полушария: и правое, и левое. Когда вы решаете математическую задачу, то работает преимущественно левое полушарие, когда рисуете— правое. Но если вы играете на фортепиано или скрипке, то оба полушария поглощены работой одновременно. Музыка не оставляет шанса расслабиться исполнителю, это сложная деятельность, которая требует полного погружения. В голове у них в это время образуется новые нейронные связи, переходы, соединения. Такие люди в жизни удивляют тем, что им удаётся сочетать логику, планы, стратегию, за которые отвечает левое полушарие, с эмоциями, креативом и неожиданными идеями- это работа правого.

-2

Мощное напряжение обоих полушарий провоцирует ускорение работы мозга. Сколько сразу навыков развивается: внимание, моторика, учёт мелких деталей. Сравнение вещей, а в данном случае - нот, силы звука, ритма, скорости игры. Умение расставить всё по местам, по очереди, заметить тонкости и нюансы. Да ещё и подключить эмоции к исполнению. Такой труд точно не останется бесполезным, скорость и лёгкость после занятий музыкой переходит и на другие виды деятельности. Мыслить люди начинают быстрее.

-3

Тренировка памяти. Однозначно музыка оказывает на это влияние. Запомнить ноты, особенно если пьеса огромная, — труд необыкновенный. Но настоящие пианисты удивляют не только этим. Они умудряются проигрывать в голове свои произведения перед концертом за короткое время- несколько минут или даже секунд. Так развита у них память, и такое ощущения времени даёт музыка. Популярный нейробиолог России, Татьяна Черниговская, пообщалась с пианистом, лауреатом значительного числа премий, Александром Яковлевым. Она выяснила, что тот успевает проиграть весь концерт в голове за 7 секунд, пока идёт к роялю, причём со всеми подробностями. Какие-то сверхспособности!

-4

Тренировка организма: зрительная, слуховая, физическая. Да, при игре всё это человек задействует. Поэтому и говорят, что посещающие музыкальную школу дети учатся лучше, а старые люди соображают яснее. Все те же нейронные соединения в голове, которые дают определённый запас прочности. Другие виды искусств неспособны на такое. Музыкой увлекался Альберт Энштейн, не мог жить без своей скрипки. Александр Грибоедов, Макс Планк, Александр Столетов– все они были замечательными музыкантами. Ещё не так давно обеспеченные люди в мире старались дать детям основы музыкальной грамотности. Тогда не было исследований МРТ, которые потом доказали, что в мозгу у исполнителя происходит настоящий фейерверк, не испытывали животных, чтоб доказать, что классическая музыка положительно влияет на сообразительность и здоровье. Но догадка, интуиция и наблюдение указывали на преимущество людей, обученных игре на инструментах.

-5

У моей знакомой сын учится в СУНЦ МГУ- это школа одарённых старшеклассников. Когда дети устраивают творческие вечера, там всегда большой процент играющих на инструментах. Учитывая, что СУНЦ МГУ несёт естественно-научную или техническую направленность, эти дети попали туда неспроста. Предполагаю, что музыка помогла развитию их мозга и реализации способностей к математике, физике, химии.

Татьяна Черниговская: «Если мы не будем детей рано учить музыке, не имея в виду, что из них получатся Ростроповичи или Спиваковы, а просто учить музыке, мы не только потеряем Ростроповичей и Спиваковых, мы потеряем и Энштейнов, потому что мозг у них будет не так формироваться. Он должен быть готов к нетривиальным ходам.»

-6

Как я отметила в предыдущей статье, моя дочь, учившаяся на одни четвёрки до пятого класса, стала отличницей, как только начала заниматься игрой на пианино. Совпадение? Не знаю.

Если понравилась статья, поставьте лайк.