Иной раз покупая мотошины, новичкам бывает сложно разобраться в маркировке, которой расписаны ее бока. Что скрывается за этим таинственным рисунком из букв и цифр?
Ниже читайте расшифровку всех значений, которые вы можете встретить на мотошинах. После прочтения нашей статьи ни одна строчка не останется для вас тайной.
Зачем расшифровывать маркировку на моторезине?
Цифры и буквенные обозначения, расположенные вдоль обода любой мотоциклетной и автомобильной покрышки, хранят в себе информацию о свойствах и предназначении изделия. Для любого мотоцикла есть строго определенный набор характеристик, которым должна отвечать резина. Если не учитывать эти требования, и, к примеру, поставить покрышку диаметра в 15 дюймов на байк, на который рекомендуется устанавливать шины с диаметром обода 16 дюймов, за последствия ручаться не может никто. В лучшем случае вы получите проблемы с управлением, торможением и очень быстро износите свою резину.
Перед тем, как расшифровывать маркировку, нужно понимать по какому принципу она оформлена, а при определении типоразмера моторезины это играет ключевую роль.
Обозначение бывает четырех разных видов:
- метрическое;
- альфа-система;
- стандартное дюймовое;
- низкопрофильное дюймовое.
Мы разберем их все, и начнем с самой распространенной разновидности.
Расшифровка метрической маркировки мотошин
Метрический код встречается на абсолютном большинстве автомобильных и мотоциклетных покрышек. Это ряд цифр, которые первыми попадаются взгляду среди всех символов, исключая названия брендов и модели.
Метрическая маркировка имеет такой вид: 180/60 ZR16 М/С 74W TL. Состоит этот перечень из нескольких основных частей, в которых мы сейчас разберемся. Никаких сложностей – все довольно просто:
180/60 – это ширина и высота профиля. Ширина 180 выражается в миллиметрах (т.е. ширина профиля равна 180 мм), а высота профиля – это процентное соотношение к ширине (60%). Иногда встречаются модели, где отсутствует вторая цифра, – ширина таких шин указывается в дюймах.
ZR16 – здесь «прячется» сразу несколько обозначений.
- ZR , так маркируются высокоскоростная резина, которая может выдерживать скорости свыше 240 км/ч и не терять при этом своих эксплуатационных свойств.
- R означает радиальную конструкцию покрышки. Если вместо нее стоит «–», мотошина является диагональной.
- 16 – это диаметр посадочного обода, который измеряется в дюймах. Когда будете выбирать диски, имейте в виду, что ему должен полностью соответствовать посадочный размер диска.
M /С расшифровывается как motorcycle, – эта покрышка предназначается сугубо для мотоциклов. Такое обозначение нужно, если резина по своему типоразмеру соответствует автомобильным моделям (но не по свойствам).
74W – это индексы нагрузки и скорости.
- 74 – индекс нагрузки, или та максимальная масса на колесо, при которой шина будет сохранять свои полезные свойства с учетом правильного уровня давления. Т.е. в нашем случае она выдерживает вес до 375 кг.
Другие индексы нагрузки:
- W – это индекс скорости, он устанавливает максимальный скоростной режим, который резина способна выдержать без потери свойств. Индекс W равен 270 км/ч.
Определить, какой скорости соответствует ваша модель можно из этой таблицы:
Это обозначение уровня скорости используется во всех кодовых системах.
TL, или Tubeless – так обозначается бескамерная покрышка. Модель с камерой имеет символ TT, или Tube Type.
Это основные сведения, в которых следует разбираться при покупке мотоциклетных шин.
Другие системы кодировки мотошин
Теперь взглянем на альтернативные системы маркировки – они довольно редкие, но порой попадаются.
Альфа система
Она имеет такой вид: MT90S-16. Чаще всего так маркируются туристические байки, но такой разновидности кода с течением времени используется все меньше.
Расшифровывается она так:
- M означает Motorcycle – этот знак помечает шину, созданную специально для мотоцикла;
- T – специфический для данного кода маркер, который обозначает ширину профиля, выраженную в дюймах. От одного края до другого шина в ширину 5 дюймов.
Другие значения можно узнать из этой таблицы:
- 90 означает высоту профиля;
- S указывает на стандартный индекс скорости, который можно узнать из таблицы выше. Такая покрышка имеет максимально допустимую скорость до 180 км/ч.
- 16 – стандартный диаметр посадки на диск, выраженный в дюймах.
Стандартная дюймовая система
Устаревшая система, которая использовалась главным образом в 90-е и сейчас уже практически не встречается.
Выглядит она так: 3.25U -18. Здесь есть одно «но» - в таких шинах профиль имеет «квадратный» вид, т.е. ширина и высота профиля идентичны по своим размерам. Поэтому в типоразмере указывается только одно число.
- 3.25 – значение ширины и высоты профиля, выраженное в дюймах;
- U – стандартный индекс скорости равный максимальному ускорению в 200 км/ч.
- 18 – диаметр посадочного места под диск, выраженный в дюймах.
Низкопрофильная дюймовая система
Такой способ маркировки используется для покрышек с очень низкими боковинами (ниже ширины профиля) – соответственно их называют низкопрофильными.
Выглядит низкопрофильная маркировка так: 4.25/85V -19. Расшифруем ее:
- 4.25 – ширина профиля в дюймах.
- 85 – процентное соотношение высоты профиля к ширине (85%).
- V – индекс скорости, который встречается на всех видах маркировки.
- 19 – диаметр посадки на диск, выраженный в дюймах.
Другие параметры
Помимо типоразмера на боку есть и еще множество обозначений, которые мы сейчас расшифруем. Не все из них несут жизненно важные сведения для мотоциклиста, но разобраться что к чему будет не лишним.
- Название бренда, серия и модель. Тут пояснять излишне: Continental , Mchelin , Maxxis и другие известные производители выводят на своих покрышках точное название своего изделия. Например, Continental ContiRoadAttack 2.
- Wheel Rotation – обозначение со стрелкой показывает направление вращения колеса. Такой маркер ставится только на колеса с направленным рисунком протектора, где важно расположение шины относительно рабочей поверхности. Если поставить такую покрышку наоборот, это может серьезно ухудшить поведение мотоцикла на дороге. У моделей с ненаправленным рисунком протектора, таких знаков нет, и их можно устанавливать в любом «направлении».
- Rear Wheel – шина предназначена для установки на заднюю ось. Передней оси соответствует обозначение F, Front Wheel или Front Wheel Only . Изделия без таких знаков являются универсальными и их допускается устанавливать и на заднюю, и на переднюю ось (к примеру, у облегченных моделей, скутеров и мопедов).
Далее идут данные о результатах тестов и подтверждение того, что шина имеет сертификат качества.
Вот так выглядит такой маркер: Е1 R75 005-4163, где:
- Е1 – резина прошла испытания и имеет сертификат в рамках ЕЭК ООН. Цифра означает номер страны в рамках внутренних списков: 1 – Германия, 2 – Франция и т.д. Россия в этом классификаторе выступает под номером 22.
- R75 говорит о том, что испытания проходили по правилу № 75 в рамках ЕЭК ООН.
- 0054163 – номер официального утверждения и серийный номер продукции.
Также там есть сведения о том, что модель создана с соблюдением норм безопасности Министерства транспорта США. Обозначается она аббревиатурой DOT (Department Of Transportation) и рядом символов, к примеру: DOT EB F7 D306, которые отвечают за фирму производителя, внутреннюю кодировку завода и типоразмера. На европейских покрышках стоит другое обозначение – EUCX, которая говорит о том, что шина соответствует нормам безопасности, установленные в Евросоюзе.
- 1720, или иной другой четырехзначный номер – дата выпуска. Первые две цифры – это порядковый номер недели, вторые последние две цифры года. Эта модель была произведена на 17 неделе 2020 года.
На старых покрышках, выпущенных до 2000-го года, используется трехзначная кодировка, где первые две цифры – это неделя по порядку, а третья – год. Есть производители, которые включают дату выпуска в индивидуальный номер покрышки, – ищите последние четыре цифры кода.
- 290 kpa (42psi) сold – давление холодной накачки, при которой рекомендуется эксплуатировать резину.
- Max . Load 212KG 467LBS / – максимальная нагрузка на шину, при которой не нарушается поведение байка.
- TREAD : 2 PL - RAYON : 2 PL -STEEL SIDEWALL 2 PL -RAYON – данные о количестве слоев под протектором, разновидности корда в брекере и в боковинах. После TREAD указано, что под протектором заложено два слоя вискозного корда и два металлокорда. После SIDEWALL идут данные о боковинах – два слоя вискозного корда.
Далее указываются особенности конструкции и условия, для которых предназначена покрышка:
- MBS – корд сконструировали с помощью нитей из кевлара для улучшения сопротивляемости перед деформацией.
- REINF (Reinforced) – под протектором находится несколько усиленных слоев корда.
- NHS (Non Highway Service ) – модель не создана для передвижения по скоростным дорогам.
- SAG (Super All Grip ) – шина особой производительности предназначена для езды в условиях бездорожья.
- XL , или Extra Load – особо выносливая покрышка, которая может работать под экстремальными нагрузками.
На спортивных моделях встречаются сведения о составе компаунда:
- RS1, или soft – мягкая резина;
- RS2, или medium – шина средней жесткости;
- RS3, или hard – жесткий состав резины.
На этом тема маркировки мотоциклетных покрышек исчерпана. Характеристики колес для вашего мотоцикла можете найти в инструкции по эксплуатации, сведения о давлении – на табличке на раме байка. Данные стоит изучить как следует и выписать для себя наиболее важное. Все же выбор моторезины – это ответственная задача, которая напрямую влияет на безопасность мотоциклиста на трассе.
Покупая шины в интернет-магазине BlackTyres вы можете отсортировать их по мотоциклу. Выбирайте вашу модель, объем двигатели и год выпуска – и вот перед вами только качественные и надежные мотошины, которые идеально подойдут колесам вашего байка.
Ставьте 👍 , если понравилась статья, и подписывайтесь ✅ на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Дальше будет еще интереснее и полезнее. Если вам тоже есть что добавить про маркировку мотошин – пишите о своем опыте в комментариях.
Удачи на дорогах!