Воздух, точнее набегающий поток - это единственное, на что опирается самолет в процессе полета. И вне зависимости от времени года, воздушная среда неравномерна; в небе очень много течений, струй, завихрений, через которые самолету приходится пробиваться.
Подобно тому, как судно испытывает качку в море из-за волн или автомобиль трясёт на неровной дороге, самолет тоже может трясти, и иногда - довольно сильно.
Почему погода - это важно
Постоянное наблюдение за метеорологической ситуацией - крайне важно в управлении воздушным движением и, собственно, самолетом. Ни один пилот не взлетит, не посмотрев сводку по маршруту, а по ходу рейса он еще с десяток раз её уточнит, и возможно сменит маршрут. Метеорадар сейчас есть на любом коммерческом самолете, и незаменим в обходе грозовых фронтов, опасных для полета.
Различные погодные условия влияют на полет по-разному - начиная от ветра до более необычных явлений, связанных с экстремальной жарой, сильным туманом, льдом и снегом.
Снег и лёд
В холодную погоду основные трудности начинаются - на земле. Разумеется, самолеты проектируются в расчёте на холод - на высоте выше 10 километров температуры могут запросто падать до -80C или даже -100C, и самолет выдерживает их без особых проблем.
Таким образом, зимой основные трудности - это:
- Состояние взлетно-посадочной полосы, рулежек и перронов аэропорту.
- Противообледенительная обработка самолетов
В истории авиации было немало катастроф и происшествий, связанных с обледенением, поэтому сейчас в этом плане - очень строгие правила и процедуры.
Первым делом с самолета необходимо удалить налипший снег и лед, а затем - нанести специальную жидкость, которая не даст самолету обледенеть, пока он будет готовиться ко взлету и рулить к ВПП. В среднем, такая обработка для авиакомпании обходится в 50-200 тысяч рублей, а если самолет большой (например, Boeing 747), то может выйти и в 400, что добавит к каждому билету рублей по 500. Но безопасность - важнее!
Ну а снег - его необходимо убирать. Если в аэропорту несколько полос - их можно убирать по очереди, но если полоса одна, или снегопад очень сильный - жди задержек рейса. Иногда самолеты кружат по часу-два в зоне ожидания, пока спецтехника в поте лица расчищает бетон.
Бывают снегопады, которые парализуют воздушное движение на сутки и более.
Туман
Для любого воздушного судна, условия видимости необходимы и для взлета, и для посадки. Современные самолеты значительно раздвинули рамки возможного, но если видимость нулевая - полета не будет.
Когда видимость в аэропорту падает ниже 1500 м, аэропорт применяет процедуры низкой видимости (LVP). В этот период снижается количество самолетов, которым разрешено руление и взлет.
Туман часто бывает неравномерным и непостоянным - сейчас его нет, а через 10 минут видимость нулевая. Такое чаще бывает в гористой местности, и самолет, который уже готов к посадке, вынужден ждать или уйти на запасной. Аэрофобы всегда очень "любят" такие ситуации: ведь нет ничего более успокаивающего, чем уже увидеть полосу, затем почувствовать рев двигателей, и потом еще часок болтаться в "молоке".
Солнце
Сияющий день - что может быть прекраснее? Только если солнце не шпарит слишком сильно.
Самолеты, конечно, рассчитаны на жаркую и солнечную погоду. Но высокая температура воздуха сильно влияет на эксплуатацию.
Горячий воздух содержит меньше кислорода в каждом литре, чем холодный. Это снижает мощность, которую дают двигатели, а также влияет на аэродинамику, увеличивая требуемое расстояние взлетно-посадочной полосы и снижая характеристики при влете и грузоподъемность.
Таким образом, жара не особо влияет на посадку, зато может запросто отложить взлёт, или придётся высадить десяток-другой пассажиров - иначе не хватит полосы!
Поэтому, аэродромы со значительным "превышением" над уровнем моря в жару - это, опять же, задержки рейсов.
Ну и еще один момент. Кондиционеры в самолете работают тогда, когда запущены двигатели. А до этого момента - в салоне может быть тоже жарко и душно. Стоит это учитывать, и не ломиться в начало очереди на посадку. Чем меньше ждать до запуска, тем меньше употеете.
Ветер
Направление и скорость ветра могут при прочих равных как ускорить полет, так и дать значительную задержку - час или два, если полет длинный. Попутный ветер запросто может увеличить путевую скорость на сотню-другую км/ч, а встречный - замедлить.
Эта разница во времени наиболее заметна на полетах через Атлантику, где сильные струйные течения - сильные западные ветра, которые дуют в верхних слоях атмосферы Земли.
Но самое неприятное, чем грозит ветер - это турбулентность. Причины «болтанки» могут быть разными:
- Изменения давления, скорости и направления ветра.
- Сильные порывы ветра, струйные течения.
- Волновой эффект и восходящие потоки, особенно при полёте над горами и над границей суши и воды.⠀ ⠀
- Грозовые тучи и облака разных типов. ⠀
"Болтанка" может возникать при любой погоде и на любой высоте. Сила воздушных потоков может быть очень большой - это движение огромных масс воздуха. Самолет несоизмеримо мал, и его трясет как лодку в штормящем океане.
Но нужно знать, что опасности для самолета нет: во-первых, он на это рассчитан, а во-вторых - он следует за порывами, то есть находится в потоке, и может выдержать любые атмосферные явления.
Пилоты стараются взлетать и садиться "против ветра" - это снижает требуемую скорость. А вот поперечный ветер может осложнить взлет и посадку более сложными. Поэтому аэропорты вводят ограничения, если ветер порывистый, поперек полосы.
Дождь
Наименьшая из погодных проблем, и не особо влияет на полет. Конечно, в сочетании с очень сильным ветром это может привести затруднениям, к изменению маршрута или задержке. Но в целом, самолеты очень хорошо справляются даже с огромной массой воды.
Тут, опять же, важен фактор видимости. Когда с неба падает "стена" воды, аэропорт может закрыться, и рейс будет задержан. Но если самолет уже в небе - дождь ему по барабану.
Грозы
Грозовые облака или Cumulonimbus, пилоты называют "CB". Они чаще появляются в жаркую и сырую погоду, или после жары.
Поскольку грозы опасны, их всегда облетают. Это увеличивает время полета, ну а если грозовой фронт прямо по курсу взлета - его могут отложить. Кроме того, в грозовую погоду нельзя заправлять самолеты.
При посадке, гроза в районе аэродрома может повлиять на схему захода, или увести самолет в зону ожидания.
Ну что, сдаём билеты?
Не надо торопиться :) Самолет - самый безопасный вид транспорта, и ни один из них в небе еще не остался!
Если боитесь летать - изучите вашу авиакомпанию, её историю происшествий, входит ли она в международные альянсы, какой у нее рейтинг SkyTrax, имеет ли она доступ к полетам в Европу и США. Это говорит об уровне системы управления качеством и безопасностью полетов, что напрямую влияет на ваше душевное спокойствие.
Также изучите и аэропорт вылета и прилёта. Чем более развит аэропорт, тем лучше в нем поставлена безопасность полетов, установлено более современное оборудование, и шанс провести несколько часов в ожидании рейса - меньше.
Расскажите в комментариях, на каких самолетах и какой авиакомпанией вам страшнее всего лететь? Каким вы доверяете больше?
Летайте с удовольствием и подписывайтесь на Авиа.Дзен! :)