С 6 на 7 июля все славянские народы исстари отмечали праздник Ивана Купала. Поляки зовут это время Соботками, литовцы – Ладо, а в Украине - Купайло. 6 июля Аграфена Купальница и 7 июля Иванов день праздновались непрерывно, так как обряды были схожи и связаны с огнем и водой. На Аграфену собирали все свои силы у воды, обязательно мылись в банях дома. А на Ивана Купала очищались купальским огнем.
Связь образа бани и мифологического смысла Иванова Дня
Баня всегда осознавалась людьми, как исцеляющее, очищающее тело и душу пространство. Этот небольшой уголок смывал все грехи, парил больные кости и омывал свежей проточной водой в закрепление нового здорового духа в теле.
Праздник же Ивана Купала приходился всегда на день летнего солнцестояния и считался куполом лета. Солнце было в самом разгаре и отдавало земле и ее жителям все свои силы. А вода проточных вод, рек и ручьев гармонизировала полученную жизненную энергию солнца. В переносном смысле на Ивана Купала вся земля становилась мифической баней. Все силы природы были на самом пике и правильное их использование могло подарить просителю необыкновенные дары и способности.
Ночью же, когда солнце заходило, разжигали жаркие костры и прыгали через них по несколько раз. А после, «напарившись» таким образом, бежали к реке купаться – восстанавливать гармонию сил природы. В купальском костре сжигали сорочки с больных, чтоб хворь ушла безвозвратно, прогоняли через костер домашний скот, надеясь защитить его от мора.
Считалось, что баня – обиталище нечистой силы и своеобразный портал или место перехода из одного мира в другой. Также и на Иванов день вся нечисть спокойно разгуливала по миру, предлагая выпившим простакам продать душу за мнимые блага.
Банные обычаи на Иванов День
Так как трава была в самом соку в середине лета, то было принято, полезно и правильно заготавливать целебные травы на весь год. Обязательно травы при сборе заговаривали, так как заговор на Ивана Купала был действенен практически на все: и на любовь, и на деньги, и на здоровье и удачу в делах.
Собирали плакун-траву, которая прогоняла злых духов, пастушью сумку от кровотечений, крапивой лечили ревматизм, а багульник и мать-и-мачеха помогали от простуды.
Как и травы, в самом соку были деревья. Многие любители бани считали обязательным в этот день заготовить целебные венички на весь будущий банный год.
Целебные отвары и чаи из лечебных травок и купальские венички найдут для вас бани и сауны Санкт-Петербурга .
День Ивана Купала с древних времен по традициям предков, считается поистине волшебным праздником. Он для многих связан с радостью, магией, замужеством и очищением. Знали про него не только в деревнях да селах, но и в городах. К этому дню молодежь тщательно готовилась, а люди знали много примет и обрядов. Давайте и мы познакомимся с обрядами наших славных предков.
В день Ивана Купалы вода обретает свойство очищать: если умыться – пройдут прыщики, а окропив дом – можно избивать себя от «мелких домашних животных» – клопов и тараканов.
Непременным атрибутом на головах у девушек были венки, которые они сами плели себе. Использовали при этом богородицкую траву, медвежье ухо и лопух. Такие венки опускали вместе с зажженной свечой в оду, тем самым гадая. Утонувший венок значил, что девушке в этом году не суждено выйти замуж, а если есть парень – утонувший венок значил нелюбовь жениха. Причаливший к берегу венок, знаменовал год без свадьбы для девушки. А самыми счастливыми были те девушки, чьи венки дальше всех проплыли, а свеча дольше горела у девушек, с большой продолжительностью жизни!
В день Ивана Купалы пробуждались все темные силы, люди отгоняли их, положенной на подоконник крапивою.
Ночью на Ивана собирали масло на муравьиных кучах, которое в последующем помогало от многих хворей.
Часто присутствовали и магические приметы: собирали цветки Ивана-да-Марьи Ивановской ночью, и укладывали их в каждый угол дома, чтобы защитить от воров. Получалось это следующим образом: когда в доме было пусто - цветки разговаривали и создавали присутствие людей внутри.
Также полночью собирали закрытыми глазами цветы, подкладывали под подушку и засыпали. Гадание откладывалось на утро, - когда смотрели - какое разнотравье удалось собрать. Свадьбу знаменовали двенадцать разных трав.
Перед сном собирали подорожник или трипутник, подкладывали под подушку и говорили: «Трипутник-трипутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»
Если успеть до восхода солнца на Ивана Купала и пронести через стадо медвежью голову, а затем закопать ее посреди двора, считалось, что весь год стадо будет стабильным численно.
Непременно нужно было в этот день сходить в баню. Париться нужно было березовым веником, с цветками Ивана-да-Марьи и папоротником, либо разнотравным веником. Траву для такого веника собирали накануне, свежую. Такими вениками сохраняли и приумножали свое здоровье. Нужно было хорошенечко попариться таким веничком! А чтобы и погадать успеть, нужно выйти из бани во двор и кинуть веник за спину – в какую сторону упадет – с той стороны жених придет, и туда девка уедет жить.