Найти тему
Библия и Жизнь

Джон Уэсли: жизнь, учение и влияние

Оглавление

Джон Уэсли – один из людей, оказавших огромное влияние на историю церкви. Элвелл справедливо называет его центральной фигурой евангельского пробуждения 18-го века. Это был не просто основатель методизма, а выдающийся служитель, чью значимость для христианства трудно переоценить.

Уэсли внес огромный вклад в пробуждение британской нации. Это был целостный служитель, который сочетал в себе черты пламенного проповедника Евангелия, выдающегося богослова и лидера. Сочетание этих факторов позволило Джону Уэсли добиться грандиозного успеха. Наряду со своим братом Чарльзом и Джорджем Уайтфилдом, Джон Уэсли повлиял на духовное состояние общества. Эти люди были наиболее влиятельными проповедниками методизма.

Санников пишет: «Братья Уэсли вошли в историю Церкви, как классики и вдохновители ривайвелизма – реформации жизни, а не учения». Чарльз больше прославился как автор духовных гимнов, а Джон был основным проповедником и лидером этого движения.

Однако рассматривать личность Джона Уэсли только в контексте движения пробуждения, на мой взгляд, не совсем верно. Он интересен и как человек, обладающий выдающимися лидерскими способностями, и как богослов, оставивший серьезное наследие.

Эриксон пишет: «В работах Джона Уэсли высказывалось несколько иное понимание евангельского богословия». Это обусловлено тем, что он выдвинул концепцию, которая отличалась от богословия Кальвина в вопросе предопределения. На богословии Уэсли воспитаны многие современные служители. Пятидесятническое движение во многом берет свои корни в методизме 18 века. Дело Уэсли живет до сих пор.

Это был человек предназначения. Считается, что за более чем 50 лет служения Джон Уэсли произнес свыше 42 тысяч проповедей и написал около 200 книг. Он говорил о себе: «Мир есть мой приход, и спасение души есть мое призвание».

Он много трудился для распространения благой вести. Уэсли нес труд основного лидера и проповедника, готовил служителей, создавал общины из своих последователей. По словам Лейна, Уэсли каждый год проезжал по 7500 километров верхом на лошади. Не случайно его называли «Всадником Божьим». Он останавливался по нескольку раз в день и проповедовал всем тем, кто желал его слушать.

Вместе с тем Уэсли не стремился создавать собственную церковь и долгое время не выходил из англиканства. Однако потом ему пришлось это сделать, поскольку разрыв оказался неизбежен.

Уэсли был служителем, который сочетал в себе сильное помазание Духа Святого, высокую нравственность и серьезную теологическую подготовку. Он знал 7 иностранных языков, ежегодно прочитывал по 100 книг и гармонично сочетал интеллектуализм и духовность.

Жизнь и служение Джона Уэсли

Джон Уэсли родился 17 июля 1703 года. Он был пятнадцатым ребенком в семье (Чарльз – восемнадцатым). Но к моменту его рождения восемь старших братьев и сестер умерли. Потом умер еще один ребенок. Несмотря на это, родители Джона сохранили веру и не разочаровались в Боге.

Огромное влияние на будущего лидера методизма оказала его мать Сусанна. Она верила, что у мальчика было особенно предназначение от Бога. На то были объективные причины. Гонсалес пишет: «Когда Джону было пять лет, в доме случился пожар. Мальчик каким-то чудом спасся, и после этого мать назвала его «головешкой, вынутой из огня», так как у Бога были в его отношении определенные планы». С того момента мать стала уделять Джону особенное внимание. Она дала ему не только отличное религиозное воспитание. Ей удалось привить сыну внутреннюю стабильность и умение ставить перед собой цели.

Джон Уэсли многому научился у своей матери. Он стал твердым и настойчивым в вере, смиренным и открытым к истине. Отец Джона Сэмюэль был священником и тоже видел на своем сыне особое призвание. Сэмюэль Уэсли-старший называл Джона факелом, который был зажжен от яркого пламени. Эти слова оказались пророческими, поскольку пламенные проповеди Джона Уэсли пробуждали огонь в сердцах людей.

Во время учебы в школе Джон показал себя человеком, который имеет невероятные способности. Он вел себя как взрослый и очень ответственный человек. Благодаря этому Джон имел отличные отношения с директором школы, которые сохранил потом на долгие годы.

Уэсли готовился стать священником. Во время учебы к Осфорде Джон окунулся в науку. Он изучал труды популярных в те годы христианских авторов и чувствовал, что становится ближе к Богу. В то время в англиканстве была очень популярной доктрина Кальвина о предопределении. В соответствии с трактовками, которые существовали в те дни, человек мог лишь надеяться, что войдет в число избранных и получит спасение. Уверенности в собственном спасении у Джона не было. Несмотря на это, он стал рукоположенным священником.

В Оксфорде Джон возглавил маленькую группу студентов, организованную ранее его младшим братом Чарльзом. Этих студентов прозвали «святым клубом», а в последствии их стали называть методистами – за избранный ими метод изучения Библии и за их самоотверженную благотворительную деятельность. Одним из членов этого кружка был Джордж Уайтфилд.

Стоит отметить, что, несмотря на свое усердие в молитве, посте, изучении Библии, высокие нравственные нормы и безупречное поведение, Джон Уэсли все еще не был обращенным верующим. Лиардон пишет: «Его надежда на спасение целиком и полностью зависела от «добрих дел», которые он совершал, полагаясь лишь на собственные силы».

Однако в жизни Джона произошли серьезные перемены. В 1735 году он отправился в Северную Америку, чтобы проповедовать индейцам. Во время свого миссионерского путешествия молодой англиканский священник встретился с моравскими братьями, с которыми он плыл на одном корабле.

Когда начался серьезнейший шторм, все пассажиры, в том числе – Уэсли, оказались в панике. Однако моравские братья сохраняли спокойствие и полностью полагались на Господа. Джон понял, что его вере чего-то недостает. Он познакомился с моравскими братьями, желая перенять их духовный опыт. Благодаря этим взаимоотношениям, Уэсли смог пережить настоящее возрождение.

Но перед этим его ждала неудача в Северной Америке. Уэсли и его прихожане имели разные ценности. Джон ожидал, что эти люди будут вести себя как члены святого клуба, а паства ожидала, что их пастор будет удовлетворен обыкновенным присутствием людей на службе. Такое противоречие не создавало платформы для успеха. Формально отъезд Уэсли был вызван неприятной ситуацией, в которую он попал. Джон отказал одной молодой женщине в причастии, что привело к скандалу. В итоге Уэсли был вынужден уехать.

Джона постигло разочарование. Он писал в своем дневнике: «Я отправился в Америку для того, чтобы обращать индейцев, и что же?! Кто обратит к Богу меня самого? Кто исцелит мое собственное израненное сердце?»

Вернувшись в Англию, Джон получил дополнительную помощь от моравских братьев. Особенно плодотворным оказалось его общение с Петером Болером. Беседы с этим человеком приближали Джона к вере.

Однажды Уэсли посетил собрание моравских братьев на улице Олдерсгейт. Во время этого служения читали предисловие Лютера к посланию к Римлянам. Именно в тот момент Уэсли ощутил, что рожден свыше. Он почувствовал, как Бог произвел в его серце веру в Иисуса Христа. Джон описывает это событие в своем дневнике, заявляя: «Мне была дана уверенность, что Он удалил мои грехи – даже мои грехи! – и спас меня от закона греха и смерти».

Оказалось, что младший брат Джона Чарльз, а также Джордж Уайтфилд тоже пережили возрождение примерно в такое же время. Когда друзья встретились снова, мир не мог больше оставаться прежним. Так началось методистское пробуждение 18 века.

Лейн пишет: «Проповедь Уэсли и других представителей евангельского движения или «методистов», как их стали называть, прозвучала как колокольный набат, люди услышали призыв возвратиться к Евангелию, к Благой вести спасения».

Постепенно двери англиканских церквей стали закрываться для этих пламенных проповедников. Однако выход был найден с помощью проповеди под открытым небом. Сначала к этому прибегнул Уайтфилд, потом к нему присоединился и Уэсли. Таким способом проповедники смогли достигать разных людей – крестьян, угольщиков и представителей других профессий.

Весьма позитивно оценил вклад методистских проповедников Чарльз Сперджен . В своей книге «Лекции моим студентам» он написал: «Сколь замечательны были великие собрания под открытым небом, на которых столь долгое время благословляли Уэсли и Уайтфилд наш народ». Во время этих проповедей нередко присутствовало много тысяч человек.

Джон проповедовал везде, где только мог. Хотя он обычно говорил спокойно и сдержанно, его слова проникали до глубины сердец слушателей. Братья Уэсли оказали огромное влияние на Англию и Британию, а Уайтфилд имел успех в Америке.

Это было связано с тем, что в 1740 году в рядах методизма произошло разделение. Оказалось, что Уэсли и Уайтфилд имеют разные взгляды на доктрину предопределения. Джон Уэсли придерживался концепции свободы человеческого выбора в вопросе спасения. Что касается Уайтфилда, он придерживался господствующей в те годы концепции кальвинизма, согласно которой спасение человека полностью зависит от Божьего избрания, основанного на изначальном предопределении.

Некоторое время между двумя лагерями методизма существовала напряженность. Однако к 1742 году она постепенно сошла на нет, а с 1749 года Уэсли и Уайтфилд снова смогли выступать и служить на одних и тех же конференциях. Великие проповедники решили, что ничто не должно мешать их дружбе, но каждый шел своим путем.

Уэсли собирали своих последователей в общины, которые существовали наряду с поместными приходами официальной церкви. Однако враждебность со стороны ее иерархов привела к отделению от англиканской церкви. Так появилась методистская церковь. Но это произошло спустя годы. Долгое время методизм оставался неким движением пробуждения внутри англиканства.

Джон Уэсли был выдающимся организатором. Его брат Чарльз через некоторое время отошел от активной деятельности, но Джон продолжал трудиться не покладая рук. Он сумел организовать новообращенных в общества, которые достигли колоссального размера. Джон понимал, что методистские проповедники нуждаются в помощи и поддержке, потому регулярно проводил встречи и конференции, на которых присутствовали представители этого движения.

Уэсли также занимался написанием книг, чтобы помочь верующим жить согласно христианскому учению. Проповеди Джона по-прежнему оказывали огромное влияние на аудиторию. Он преобразовывал слушателей изнутри, проповедуя об исключительной важности чистоты, сдержанности, бережливости и веры.

Джон подходил к служению очень методично. Это касалось его собственного расписания, написания проповедей, вопросов наставничества. После каждой проповеди Джон оставлял отпечатанные материалы и практические рекомендации относительного того, что необходимо делать людям, дабы возрастать в Господе.

Интересно, что Джон прожил до 91 года. Он сохранял крепкое здоровье до 85 лет, а возрасте 86 лет все еще мог активно служить Господу. Объясняя секрет своего здоровья, Уэсли называл следующие факторы:

1. Постоянные физические упражнения и регулярное проветривание помещения.

2. Ночной сон, которого Джон никогда себя не лишал.

3. Крепкий сон в моменты истощения.

4. Постоянный подъем в 4 часа утра (на протяжении 60 лет).

5. Постоянное проповедование в 5 часов утра (на протяжении 50 лет).

6. Малое количество боли, тревог и переживаний.

Джон Уэсли имел потрясающую способность оказывать влияние на людей. Нередко он сталкивался с враждебно настроенной толпой, но выходил победителем, поскольку мог говорить так, чтобы касаться людских сердец. Он любил грешников и имел искреннее желание помочь этим людям. Люди чувствовали такое отношение и открывали сердца для слушания слова Божьего.

Джон Уэсли уделял большое внимание вопросам духовной дисциплины. В его случае это не было чем-то фарисейским. Он прикладывал усилия для духовного роста, потому имел огромное помазание Духа Святого и духовный авторитет, основанный на внутренней святости.

Джон уважал других верующих. В частности, он всегда тепло относился к моравским братьям, но понимал, что имеет особое предназначение от Бога. Вне всякого сомнения, Джон исполнил это предназначение и повлиял на ход истории.

Что касается семейной жизни, то Джон Уэсли не был здесь так успешен. Его брак с Мэри Вазилль нельзя было назвать счастливым. Жена не разделяла рвения Джона к служению и часто устраивала мужу скандалы по поводу его регулярных отлучек. Покой в их семье воцарился лишь после смети Мэри.

Скорее всего, этот брак был ошибкой. Однако это не помешало Джону Уэсли выполнить Божье предназначение. Я думаю, вмешательство Господа позволило исправить то, что было сделано.

С другой стороны, возможно, Джон Уэсли смог так много проповедовать и потрудился для Царства Божьего, поскольку семейный очаг основателя методизма не был теплым. На эту тему можно много дискутировать. Но мы не будем заострять внимания на семейной жизни Уэсли, поскольку в данном случае нас больше интересуют другие моменты.

22 февраля 1791 года Джон Уэсли произнес свою последнюю проповедь, а 2 марта этого же года великого проповедника не стало. Основатель методизма ушел к Господу.

Учение Уэсли

Помимо своей проповеднической деятельности, Уэсли интересен и как богослов. Хотя Джон не занимался систематической теологией, его учение достаточно ясно изложено в проповедях, трактатах и письмах.

Его богословие было очень близко с богословием отцов Реформации. Однако для концепции Джона Уэсли характерны некоторые особенности. Как уже отмечалось, Уэсли не был согласен с доктриной предопределения Жана Кальвина и разделял взгляды Арминия. Джон даже утверждал, что доктрина абсолютного предопределения ведет к жилищам смерти. Он всячески противостоял этому учению, считая, что оно оказывает пагубное влияние на христиан.

Уэсли придерживался концепции свободной воли, но пошел дальше Арминия в этом вопросе. Он выдвинул на первый план идею предваряющей благодати. Это благодать, которую Бог дарует всем. Она составляет основу всего человеческого добра, какое только встречается в мире. Эта предваряющая благодать дает также любому человеку возможность откликнуться на предложение спасения в Иисусе Христе.

Иными словами, человек по-прежнему остается неспособным спастись собственными силами. Однако Бог прикасается к нам и дает благодать, позволяющую откликнуться на Его призыв. Но эта благодать действует так, что у человека остается возможность принять ее или отвергнуть. Здесь взгляд Уэсли радикальным образом расходится с позицией Лютера и Кальвина.

Уэсли уделял большое внимание вопросу оправдания и освящения. Он разграничивал эти два понятия. Во время оправдания Бог вменяет верующим праведность Христа. Однако помимо этого христианин должен освящаться. Оправдывающая благодать описывает работу Духа Святого в момент возрождения человека. Освящающая благодать – это работа Духа Божьего в жизни верующего, которая начинается в момент обращения и длится до смерти.

Уэсли уделял также огромное внимание вопросу христианского совершенства. Он понимал, что человек имеет определенные немо щи и трактовал совершенство следующим образом: «Совершенство – это чистая любовь к Богу и человеку ; любовь к Богу всем сердцем и душой, и к ближнему, как к самому себе. Эта любовь управляет сердцем и жизнью, пропитывает все наши чувства, слова и поступки». Уэсли разграничивал понятие «грех» и «ошибка». Ошибками и немощами он называет вещи, которые никак не противоречат любви. Они связаны с ограниченными возможностями нашего естетства. Уэсли утверждал, что совершенство принимается лишь верой и обретается мгновенно.

Заслуживает интереса учение Уэсли о грехе в верующих. Он подчеркивал, что у христианина остается греховная природа, которая может оказывать определенное влияние. Человек может чувствовать грех внутри себя, но нельзя позволять этому греху господствовать.

По этому поводу Уэсли писал: «Человек может угождать Богу, не позволяя греху, который он чувствует, господствовать в серце. Наличие греха не лишает человека Божьей милости ; ее забирает лишь подчинение греху». Здесь Джон противостоял доктрине, согласно которой в момент рождения человека свыше внутри него, якобы, совсем не остается греха.

Однако это учение Уэсли нужно понимать в контексте его учения об оправдании и освящении. Иначе неверная трактовка может привести к пагубным последствиям.

О богословии Уэсли можно говорить много. Он поднял немало важных вопросов. Это и средства обретения благодати, учение об единстве верующих, предостережение от фанатизма и слепой приверженности и многое другое. Однако в рамках данной работы мы не можем рассмотреть все эти моменты.

Нужно признать, что Джон Уэсли оказал огромное влияние на последующее развитие протестантизма. Под влиянием его идей появилось движение святости, а затем – пятидесятничество. Многие идеи Уэсли остаются актуальними и в наши дни. Пасторы, учители и богословы черпают вдохновение в его трудах.

Значимость

Влияние Джона Уэсли на Великобританию 18 века было огромным. Англия, как и Франция, была готова к революции, однако вместо этого люди увидели возрождение нации. В немалой степени этому поспособствовал методизм. Общество находилось в состоянии моральной испорченности, но пламенные проповеди Уэсли и его активная деятельность изменили ситуацию.

Джон Уэсли оказал огромное влияние на христианский мир. Он стал примером вдохновенного труженика, который проповедует Евангелие разным группам людей. Многие евангелисты черпали вдохновение, изучая биографию этого великого помазанника.

Уэсли показал пример, что можно сочетать знания и веру, интеллектуальные способности и силу Духа Святого. Он показал, что можно быть не просто теологом, но теологом, обращающим к Богу множество людей. Показал, что можно быть не только пламенным евангелистом и учителем, но в то же время оставаться образованным человеком.

Пример Уэсли – это пример сбалансированного подхода между естественным и сверхъестественным, между духом и разумом. Вместе с тем, нам не нужно идеализировать этого служителя.

Джон Уэсли – это человек, который допускал ошибки. Наиболее яркой из них является его семейная жизнь. Я думаю, только по Божьей милости брак Джона и Мэри Вазилль не стал преградой для великого предназначения. Однако этот момент остается загадкой, ответ на которую, наверняка, знает только Бог.

Таким образом, в нашей работе мы показали масштаб личности Джона Уэсли, отразили основные этапы его жизни и показали его влияние на историю церкви.

Выделим следующие моменты:

1. Джон стал основателем методизма, повлияв на движение пробуждения.

2. Он был первым, кто начал выпускать христианскую литературу для простых людей.

3. Джон Уэсли сделал серьезный акцент на освящении – фактически, он пропагандировал реформацию жизни.

4. Уэсли принес идею предваряющей благодати и, на мой взгляд, лишил кальвинистскую доктрину предопределения доминирующего влияния в этом вопросе.

5. Идеи о средствах обретения благодати, единстве верующих и другие моменты

учения Уэсли продолжают оказывать влияние на современное поколение христиан.

6. Джон уделял большое внимание вопросам духовной дисциплины.

7. Он был выдающимся руководителем, который использовал свои таланты во славу Божью.

Джон Уэсли был человеком, который имел невероятное помазание и силу Духа Святого. С другой стороны – это был человек, обладающий серьезнейшей теологической подготовкой. Нужно признать, что в истории церкви было немного служителей, имеющих такую комбинацию.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии

______________________________________

Для желающих поддержать автора

Кошелек Юмани – 410011263781514

Карта Сбербанка – 5469400982277308