Найти тему
игорь тартанов

Инновационные методы развития интереса к чтению у младших школьников

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство чтения, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство чтения выступает и как хранитель нравственного опыта человечества. Сегодня не только Россию, Дагестан весь мир волнует проблема падения  интереса к чтению.

Основная задача проекта, представленного на конкурс грантов Главы РД – создание  технологии «Инновационные методы развития интереса к чтению у младших  школьников»; формирование у школьников начальных классов культуры чтения, эстетических идеалов и ценностей

Основные цели проекта - всестороннее и гармоничное развитие здоровой личности, что подразумевает воспитание, обучение социализацию, творческое саморазвитие школьников, повышение мотивации к чтению.

Удручают последние данные международного исследования PISA: снижается уровень грамотности населения: свыше 10% российских школьников функционально неграмотны, в то время как в странах-лидерах этот показатель не превышает 1%;российские школьники неважно читают, плохо отвечают на вопросы, поставленные к тексту, не способны адекватно его пересказать, с трудом объясняют значение слов. В итоге по грамотности чтения наши подростки занимают 28-е место среди учащихся из 32 стран Европы, Азии и Америки, принимавших участие в тестировании [1, с.23].

-2

Ученые Дагестана подтверждают, что большинство учащихся средней школы с трудом одолевают   программу по литературе, более 40%  старшеклассников по социологическим опросам не читают книг. Утрачиваются традиции семейного чтения: в 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня – только в 7%. Конечно, можно объяснить это объективными причинами, тем, что на смену «человеку читающему» в нашей эволюции пришел «человек считающий». В наши дни детей окружает богатый мир удовольствий: все дети любят посмотреть телевизор, поиграть в компьютерную игру, просто побездельничать. Если эти удовольствия поглотят все духовные силы ребенка, то он вырастет убогим и опустошенным, жестоким.

Обострившаяся в настоящее время проблема падения интереса к чтению в дагестанских школах, стимулирует поиск эффективных средств, методов выхода из сложившейся ситуации.        Соискатель предлагает обратиться к возрастным особенностям школьного возраста. К старшему школьному возрасту ценностные ориентации трудно поддаются воздействию. Созревает способность к самостоятельному мышлению, которое до 11-12 лет опиралось на авторитет взрослого, также наблюдается приоритет материальных ценностей. В старших и средних классах сформировать мир эмоций уже намного сложнее. В младшем школьном возрасте восприятие идет через область чувств, а для подростков важен  информационный аспект, основным типом мышления младшего школьника еще является наглядно - образное, тесно связанное, с эмоциональной сферой, предполагающее активное участие правого полушария в обучении.     Основная гипотеза проекта - если библиотекарь  научит школьников с раннего возраста читать, беречь, ценить книгу и личным  примером  будет демонстрировать мотивацию к чтению, только в этом случае можно надеяться, что  молодое  поколение будет  более развито  интеллектуально и духовно.   Экспериментальная работа осуществлялась на базе МБОУ лицей № 52 г. Махачкалы во 2-м, а затем в 3-м «1» классе. Исходя из изученного теоретического материала, с учетом особенностей класса и учебно-методического комплекса МБОУ лицей № 52 города Махачкалы, была спланирована и проведена работа, которая способствовала повышению уровня знаний, умений и навыков родителей в области организации семейного чтения и повышению интереса к чтению и книге у учащихся начальных классов. В ходе осуществления практической части исследования было произведено знакомство с характеристикой класса, которую предоставил классный руководитель.  С целью выявления у учащихся отношения к чтению и книге был проведен ряд наблюдений, бесед с классным руководителем, учениками, родителями. Исходя из этих данных был сделан вывод о том, что 25% родителей уделяют внимание своим детям, покупают книги, но совместного чтения и обсуждения книг нет, лишь 15% родителей систематически читают вместе с ребенком, отвечают на вопросы ребенка, возникшие в ходе чтения, советуются с педагогом по организации домашнего чтения.

-3

Библиографический список:

1. Учимся для жизни: что знают и умеют учащиеся. PISA 2013. Результаты международного сравнительного исследования функциональной грамотности 15-летних учащихся // Отчет Центра оценки в образовании и методов обучения (ЦООМО). – М.,2014. – 56 с.