Актеры любят говорить: «Театр - наш дом. Ну или - наш второй дом». Нынче театров становится все больше, и это замечательно. И чаще всего происходит так: сначала собирается труппа, ставятся спектакли, а потом выясняется, что надо искать «дом», в котором можно их играть.
Так случилось и в нашем городе. Обнажились проблемы. Ведь каждый театр хочет работать в центре или совсем близко к нему, а с помещениями - напряженка. И даже если такие помещения находятся, то…
Впрочем, давайте сначала обратимся к симбирской истории. Как обстояло дело с домом для театра в 1780 году? Богатый симбирский помещик Николай Дурасов устраивал представления своей крепостной труппы прямо в собственном громадном двухэтажном каменном особняке в Троицком (ныне Краснознаменном) переулке. А когда помещик, видимо, насытился театром, просто подарил помещение своего театра со сценой и декорациями губернскому дворянству. И никаких забот со строительством.
Еще один факт, уже из 1846 года. К тому времени обветшало деревянное здание временного театра, построенного во второй половине 1830-х годов. Но его продали на слом только после того, как было закончено строительство двухэтажного деревянного театра на площади в конце Большой Саратовской улицы. Строителем театра был местный кондитер, мещанин Слепнев, а расходы по постройке приняло на себя Симбирское дворянство, которое потом подарило театр Слепневу.
Заглянем в середину прошлого века. 1 апреля 1944 года основали Ульяновский театр кукол. Почти четыре года труппа показывала спектакли в госпиталях, сельских клубах, школах, а репетировали дома у режиссера. В 1948-м театру предоставили здание Дома учителя. И лишь в 1970 году куклы обрели свой дом - памятник архитектуры XIX века на улице Гончарова, где театр работает и сегодня.
У современных ульяновских театров жизнь гораздо сложнее (я, конечно, говорю не о творчестве). В 2016 году выпускники актерского факультета УлГУ не захотели расставаться и решили создать свой театр. Речь - об Ульяновском молодежном. Первые пару лет играли в выставочном зале креативного пространства «Квартал». Для тех, кто не в курсе: это обычная комната без сцены, в которой можно расставить 30 - 35 стульев.
Мечта о доме слегка приблизилась, когда в 2018-м молодежный театр получил официальный статус государственного и было принято решение «отдать» коллективу кинотеатр «Художественный», в котором к тому времени уже не показывали фильмы. Однако въехать туда театр не смог по двум серьезным причинам: во-первых, из-за долгов предыдущих владельцев, во-вторых, зданию требовался серьезный ремонт.
В ожидании ремонта актеры переехали в арт-пространство «Новая сцена», что размещалось в здании бывшего ГПИ-10 на пятом этаже. Это была еще одна большая комната, правда, в ней умещалось уже сто стульев.
«Художественный» по-прежнему закрыт на замок. А ныне актеры играют в помещении бывшего книжного магазина в здании бывшего Дома техники. Если придете на спектакль, увидите небольшой холл, буфет, зал, в котором несколько рядов стульев и подиум. В принципе, играть можно и в таких условиях, лишь бы спектакли затягивали зрителей.
И все-таки настоящий театральный дом должен быть другим - и для труппы, и для зрителей. Об этом хорошо знают в Ульяновском театре юного зрителя («Nebolshoy театр»). Собственно, захотелось вспомнить все эти истории в связи с ситуацией, сложившейся вокруг ремонта здания ТЮЗа - бывшего кинотеатра «Родина», построенного в 60-е годы ХХ века. Как говорится, тут кипят страсти, хотя решение уже принято на федеральном уровне.
ТЮЗ возник в ноябряе2001 года. Своего дома, как водится, не было. Репетировали в актовом зале министерства культуры, выступали на площадках города и области. В 2004-м театру отдали «Родину». О ремонте ТЮЗа говорили еще в 2018 году, предполагали начать через год. Тогда художественный руководитель ТЮЗа Эдуард Терехов сказал: «Мы должны будем открыться к своему 20-летию в 2021 году в основательно обновленном театре, где будут созданы совершено новые условия для зрителей и сотрудников». Но разговоры не обернулись делом.
Наконец, в сентябре 2020 года появилась информация: ТЮЗ ждет большая реконструкция. В течение трех лет на нее будет выделено 509 миллионов рублей: из них 337 миллионов - федеральные средства, остальные - из областного бюджета. Под реконструкцией подразумевается следующее: трехэтажное здание, зрительный зал, увеличившийся со 180 до 300 мест, производственные цеха для декораций, бутафории, костюмов и реквизита (которых сейчас нет), персональные гримерки для артистов (которых сейчас нет), кафе для зрителей и проч. Понимаете, что сам кинотеатр придется просто снести.
Казалось бы, все хорошо. Но тут на «сцену» вышли архитекторы и выступили против. Конечно, не против того, что театр нуждается в хорошем доме. Они возмущены тем, что снесут здание, которое яваляется образцом «сталинского ампира». Таких зданий в нашем городе действительно сохранилась самая малость. А тут на его месте появится обычная современная «коробка».
В этой ситуации печально то, что все правы. Можно понять театр, который 17 лет работает в сложных условиях - в отсутствие необходимого. Можно понять и тех, кому жалко, что бесследно исчезнет кусочек истории города…
Вообще, изначально идея размещать театры в здании кинотеатров кажется мне не вполне приемлемой. Проблемы и со сценой, и с закулисьем, и с гримерками и прочими необходимыми помещениями, и с акустикой. Ну понятно же, что для того, чтобы кинотеатр стал похож на театр, требуется серьезный внутренний ремонт, а потом - «новоселье». И тем не менее двум театральным коллективам, не мудрствуя лукаво, отдали бывшие кинотеатры…
Даже хочется, чтобы появились новый Дурасов или Слепнев, которые сначала позаботились о театральном доме, а потом - о его обитателях.
Анна ГРИГОРЬЕВА