В предыдущей статье мы разобрали принципы планирования тренировочной деятельности. План конкретной тренировки строится на основе всех названных там критериев.
Что нам нужно определить непосредственно перед составлением занятия, если мы готовим его для своей команды, то есть все критерии нам известны:
- цель и задачи тренировки;
- количество футболистов;
- погода;
- доступный инвентарь и поле.
Цель и задачи красной нитью проходят через всю тренировку.
Это значит, что достижение цели доступно только через решение задач в каждом упражнении, начиная с разминки. В случае с командами профессионального (и даже полупрофессионального) уровня задачи занятия могут начинать решаться с теории перед тренировкой на поле.
Тренер должен осознавать, что каждое упражнение должно вести тренировку к достижению цели. Что в каждом упражнении должны решаться поставленные задачи. И что все упражнения связаны между собой, то есть между ними должен быть логический переход в решаемых задачах и изучаемых навыках.
Задачи тренировки и упражнений всегда ставятся исходя из цели. Цель определяет задачи. А уже задачи определяют средства, какими эти самые задачи и будут решаться.
Упражнения - это и есть средства. Таким образом, планирование тренировки - это определение цели, задач, а также подбор средств, которыми эти задачи будут решаться.
Упражнений, которые может выбрать тренер, бесчисленное множество. В процессе составления тренировки главное не только подобрать нужные, но и выстроить их таким образом, чтобы решить задачи и прийти к цели занятия.
Разминка. Она же подготовительная часть. Как понятно из названия её цель - подготовить футболистов (функционально и умственно) к тому, чтобы успешно выполнить упражнения и игровые действия в тренировке. И уже в разминке начинают решаться задачи занятия.
Футболистов надо подготовить функционально, для выполнения физической работы. В футболе есть действия, которые выполняются постоянно: бег, прыжки, развороты, остановки.
Футболистов надо подготовить координационно. Тут есть стандартные действия: бег совместно с другими действиями (прыжками, сменой направления, с ведением мяча), разнообразная работа с мячом (прием и передача, удары). А могут быть и специально-тренировочные. Например, если в тренировке будет отрабатываться игра в быстром нападении, то в разминку правильным будет включить обработку передач на ход.
Ещё тренировка может (а на самом деле должна) быть сложной с ментальной точки зрения, то есть в которой футболистам предстоит решать сложные задачи в процессе упражнений, принимать решения. И к этому футболистов тоже нужно подготовить ещё в разминке. Например, за счёт игры в малой группе, с решением специальной задачи.
В основной части решаются задачи тренировки. Количество упражнений, число повторений и время выполнения могут быть различны - это вопрос конкретных условий проведения и акцентов, которые определяет тренер.
Стоит заметить, что деление тренировки на подготовительную, основную и заключительную части, зачастую является условным. Так как решение задач может начаться ещё до выхода команды на поле.
Главное помнить, что необходимо подготовить игроков (физически-координационно и ментально), а уже затем, с помощью выбранных средств, постараться достичь цели занятия.
Достижение целей и решение задач в основной части может проходить по-разному.
Это может быть одно упражнение или игра, но в которую, постепенно, тренер вносит дополнения. Это могут быть дополнительные задачи, изменение способа исполнения, размеров площадки, числа игроков.
А может быть и три упражнения - все на разных площадках.
Главное - чтобы упражнения и игры были логически согласованы. Чтобы футболисты понимали, как предыдущее упражнение связано со следующим. Поэтому вопрос количества упражнений не является самым важным.
Вот тут скрыта ещё одна важная часть планирования занятия. Да, тренеру необходимо построить тренировку так, чтобы игроки постарались решить поставленные задачи, научились чему-то новому, улучшили определённые навыки. Но и так же важно, чтобы тренировка была интенсивной, чтобы не было длинных пауз между упражнениями, чтобы не было очередей в процессе выполнения, чтобы уложиться во время занятия наконец.
Всё это тренер должен продумывать при планировании тренировки.
Тренировка не заканчивается после финального свистка в двухсторонке.
Заминка - это та же разминка, только наоборот.
Во-первых, нужно функционально и ментально успокоить футболистов, снизить частоту ударов сердца, дать остыть эмоциям.
Во-вторых, тренеру, совместно с футболистами, нужно подвести итоги занятия. Что получилось, а что нет? Если что-то не получилось, то почему? Что нам нужно из этой тренировки перенести на следующую?
Эти и похожие вопросы тренер ставит перед игроками в конце занятия.
Каждый тренер по-разному подходит к построению тренировок и планированию занятий. И, наверное, идеального способа не существует.
В предыдущей статье мы рассмотрели критерии планирования тренировки. А здесь подробно подошли к этому процессу в рамках конкретного занятия.
Вместо заключения.
Тренер должен сосредоточить свое внимание на цели и задачах тренировки.
Сначала нужно будет подготовить футболистов физически и ментально к выполнению этих задач. Затем провести необходимое количество работы (упражнений и игр), чтобы она была полезной для игроков, научила их чему-то новому, позволила улучшить их игру. Ну и в заключении, подвести итоги тренировки, обсудить с футболистами важные и волнующие их вопросы. Поблагодарить друг друга за тренировку!