- Нынешний год для всех, кто связан с изучением космоса, особенный. Ведь 12 апреля исполнится ровно 60 лет, как на околоземной орбите оказался первый человек — летчик Военно–воздушных сил СССР Юрий Алексеевич Гагарин. С тех пор многие мальчишки и девчонки стали мечтать о космосе. Впрочем, уже став взрослыми, они порой не отказывались от своей детской мечты.
- В свое время невероятный интерес вызвал Всесоюзный конкурс среди журналистов за право провести репортажи с орбиты. 5 апреля 1989 года было подписано соглашение между «Главкосмосом» и Союзом журналистов СССР, согласно которому была создана «космическая комиссия».
- Её возглавил редактор отдела науки газеты «Правда» Владимир Губарев. Чтобы найти деньги на полет, была объявлена благородная цель: все средства, полученные от рекламы, репортажей, публикаций об этом полете, будут отданы детям.
Нынешний год для всех, кто связан с изучением космоса, особенный. Ведь 12 апреля исполнится ровно 60 лет, как на околоземной орбите оказался первый человек — летчик Военно–воздушных сил СССР Юрий Алексеевич Гагарин. С тех пор многие мальчишки и девчонки стали мечтать о космосе. Впрочем, уже став взрослыми, они порой не отказывались от своей детской мечты.
В свое время невероятный интерес вызвал Всесоюзный конкурс среди журналистов за право провести репортажи с орбиты. 5 апреля 1989 года было подписано соглашение между «Главкосмосом» и Союзом журналистов СССР, согласно которому была создана «космическая комиссия».
Её возглавил редактор отдела науки газеты «Правда» Владимир Губарев. Чтобы найти деньги на полет, была объявлена благородная цель: все средства, полученные от рекламы, репортажей, публикаций об этом полете, будут отданы детям.
Горбачёв дал добро
Вот почему проект получил название «Космос — детям». Владимиру Губареву удалось получить поддержку самого президента Михаила Горбачева.
После чего журналистам Советского Союза предложили присылать публикации на космическую тематику. Срок представления материалов — до 15 мая 1989 года.
Среди нескольких тысяч кандидатов отобрали 37 человек, которые в декабре были направлены на амбулаторное первичное обследование в Институт медико–биологических проблем.
Ведь победитель конкурса должен был не только хорошо владеть пером, но и обязан был обладать отличным здоровьем. После обследования в ИМБП остались 22 претендента.
Только их допустили до следующего этапа — уже стационарного обследования физического состояния. Оно проходило с 8 января по 6 марта 1990 года.
В результате Государственная межведомственная комиссия (ГМВК) отобрала шестерых счастливчиков:
Александра Андрюшкова и Валерия Бабердина из газеты «Красная звезда», киевлянина Юрия Крикуна из «Укртелефильма», Валерия Шарова из «Литературной газеты», рижанина Павла Мухортова из «Советской молодежи» и единственную представительницу слабой половины человечества Светлану Омельченко из газеты «Воздушный транспорт».
Несостоявшийся полёт
Но, увы, полет так и не состоялся, поскольку Советский Союз развалился. Тем не менее каждый из конкурсантов еще долго вспоминал о том, как готовился к полету в космос.
Ведь их готовили, что называется, по полной программе. Которую было не так–то просто пройти. В итоге журналисты завершили ОКП и получили квалификацию «космонавт–исследователь».
После чего они вернулись к своей обычной профессиональной деятельности. Кроме того, участниками конкурса «Космос — детям» была написана и издана книга «Неизвестный космодром», гонорар от которой был направлен на благотворительные цели.
Я связался со Светланой Омельченко. Она отметила, что «до сих пор общается с Павликом». Понятное дело, речь идет о бывшем рижанине Павле Мухортове.
М-ский треугольник Павла Мухортова
Он прославился своими сенсационными материалами в рижской «Молодежке», посвященными нескольким экспедициям в загадочный «треугольник» в Пермской области.
В статьях рассказывалось о многочисленных аномальных явлениях, о загадочных контактах с внеземными цивилизациями, а также описывались всевозможные чудеса, очевидцами которых были участники экспедиций. Позже появилась уже отдельная книга очерков «М–ский треугольник, или Чужие здесь не ходят», вызвавшая широкий читательский отклик.
Космонавт–исследователь номер 151
— В отряд я попала благодаря конкурсному отбору Союза журналистов СССР, — рассказала Светлана Октябревна. — Требования ко мне были общие: во–первых, нужно было пройти творческий конкурс, а во–вторых — выдержать медицинский отбор.
К сожалению, программу закрыли, поскольку развалилась страна. Но я получила свое удостоверение — космонавта–исследователя — под номером 151.
— В детстве вы хотели стать космонавтом?
— Нет, летчицей. Я ведь родилась в 1951 году. До полета Гагарина было еще целое десятилетие. К сожалению, девушек тогда не готовили даже в летчики.
Помню, когда 4 октября 1957 года на орбиту был выведен «Спутник–1» — первый искусственный спутник Земли, — папа сказал, что «Светочка полетит на Луну». Отец был журналистом.
К несчастью, до полета Гагарина не дожил — погиб при исполнении в 58–м году. А моя мама преподавала русский и литературу. Летчицей я не стала, но после журфака МГУ работала в авиационной печати.
— В Риге бывали?
— Да, в командировках. Мы вообще передвигались по воздуху много и часто. Был такой литер «Ц». Это вроде проездного билета на все, что летает.
Хотя меня больше привлекали даже не города, а различные оперативные точки. То есть все, что было связано с применением авиации в народном хозяйстве. Это и вертолетные монтажи, и обслуживание буровых и геологов, и строительство БАМа...
— Вы сказали, что общаетесь с Павликом. Наверное, и в НЛО верите?
— Открою вам секрет: в НЛО и инопланетян я верю, а вот в байки Павлика — нет...
Любит путешествовать
— О программе подготовки космонавтов ходят легенды. Что вам запомнилось больше всего?
— Самые яркие эпизоды — пилотирование истребителя, выживание в Арктике, а потом и в пустыне. Еще запомнилась водолазная подготовка, а также, разумеется, полеты в невесомости, которые создавались на борту самолета.
— Помимо Павла Мухортова еще с кем–то общаетесь?
— Иногда навещаю Василия Лукьянюка. Это врач из нашей группы. Он постригся в монахи. Остальных уже нет в живых. Крикун где–то на Украине. Мы с ним не очень ладили и в Звездном...
— Чем сейчас увлечены?
— До сих пор люблю путешествовать. До пандемии несколько раз выезжала. И в Европу, и в США. Люблю Таиланд. Была в Индии, во Вьетнаме, в Камбодже.
А весной меня тянет на Кавказ. Обычно лечу в Сочи — одна или с компанией, а оттуда — в Абхазию, где у меня друзья. В теплое время живу на даче. Если говорить об увлечениях, то я даже стихи писала. Но кто их не писал? Всем вашим читателям желаю здоровья!
А еще желаю получить поддержку, если есть в ней нужда. Желаю также быть нужными своим близким и своей стране; не искать врагов там, где их нет; не допускать в свою жизнь зло, особенно то, которое маскируется и требует толерантности; не бояться и наслаждаться жизнью, своим делом и общением!
— Благодарю, Светлана Октябревна. С наступающим вас грандиозным космическим праздником!
Читайте другие материалы автора:
Сергей Жуков: «Я сознательно отказался лететь в космос!»
Когда люди полетят на Марс?
Летал ли Гагарин в космос: люди не верят уже ни во что
Куда летают космонавты. Действительно ли это реальный космос
Давайте дружить: ставьте лайки, подписывайтесь, делитесь в соцсетях и читайте другие материалы на канале "Дмитрий Март: мои статьи"
Когда люди полетят на Марс?