Найти тему
Вера Кулишова

Готовимся к ЕГЭ 2021 по русскому языку

Ещё раз о запятой. Запятая в сложносочинённых предложениях

В 1618 году появилась «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, в которой были изложены правила пунктуации. Пунктуация – это система правил о постановке знаков препинания. Было принято десять знаков препинания. Они сохранились и до настоящего времени:

Точка

Запятая

Вопросительный знак

Восклицательный знак

Многоточие

Тире

Двоеточие

Кавычки

Точка с запятой

Скобки.

Поговорим о ЗАПЯТОЙ. Запятая очень часто употребляется в предложениях – она ставится в десяти случаях.

Мы уже рассмотрели шесть случаев:

1. Постановка запятой между определениями . Постановка запятой зависит от того, какое определение в предложении – однородное (характеризует предмет с одной стороны, например, со стороны материала, из которого сделан предмет, или со стороны цвета и т.д.) или неоднородное (характеризует предмет с разных сторон, например, со стороны размера и возраста).

2. Постановка запятой при обособлении второстепенных членов предложения, а именно, при обособлении определений . Определение обособляется, если:

относится к личному местоимению;

имеет добавочное обстоятельственное значение;

удалено от определяемого слова;

распространённое и стоит после определяемого слова;

одиночное, но впереди определяемого слова есть ещё определение;

относится к имени собственному, личному местоимению и является приложением.

3. Постановка запятой при уточняющих, пояснительных, присоединительных членах предложения.

Обособляются слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов . Чаще всего уточняющими являются обстоятельства времени и места: Едем в Субботино, на станцию, встречать гостей (куда именно? на станцию ).

Но бывают случаи, когда одни и те же слова в зависимости от смысла предложения могут рассматриваться как уточняющие или не как уточняющие: Я пойду дальше в лес (смысл предложения таков: говорящий уже в лесу и сообщает, что пойдёт в глубь леса) – Я пойду дальше, в лес (говорящий находится не в лесу и сообщает, что пойдёт в лес).

Нередко уточняется определение со значением цвета, возраста, размера и т.д.: высокая, в рост человека , трава; молодая, лет семнадцати , девушка.

Обособляются слова, поясняющие смысл предшествующих членов предложения. Перед пояснительным членом предложения можно вставить слова а именно, именно, то есть. Иногда эти слова имеются в самом предложении, оборот с ними обособляется. Пояснительные члены предложения могут присоединяться союзом ИЛИ (в значении то есть ): Мы оба, я и она , уродились в нашу мать. В то время, именно год назад , я ещё сотрудничал по журналам. Буквы алфавита, или азбуки , располагаются в принятом порядке.

Обособляются присоединительные слова, содержащие дополнительные замечания и разъяснения, вводимые в середину или в конец предложения . Такие конструкции обычно присоединяются словами даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом, в том числе, притом, и притом, и (в значении «и притом»), да и, да и вообще и др.: В этом матче, да и в двух предыдущих , счёт не был открыт.

4. Запятая при обращении .

Обращение выражается одушевлёнными и неодушевлёнными существительными, прилагательными и причастиями в значении существительных.

Обращение может стоять в начале, конце и в середине предложения.

На письме выделяется запятыми. Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а идущее дальше предложение начинается с прописной буквы. Знаки препинания в конце предложения ставятся по общим правилам, независимо от наличия обращения.

Обращение обычно имеет форму именительного падежа.

Личные местоимения ТЫ и ВЫ, как правило, не являются обращениями, а выступают в роли подлежащих. Но иногда могут входить в состав распространённого обращения.

Есть случаи, когда функцию обращения выполняют слова не в форме именительного падежа, а называющие какой-нибудь признак лица, к которому обращаются.

Между двумя обращениями, связанными неповторяющимся союзом, запятая не ставится.

Запомните: перед обращением может быть частица О. Она не отделяется от слова-обращения запятой.

5. Рассмотрим следующий случай постановки запятой. Запятая при вводных словах (словосочетаниях).

Это один из наиболее трудных разделов пунктуации. Почему? Это объясняется прежде всего многосторонним разнообразием значений вводных слов.

Вот несколько основных групп.

Вводные слова (словосочетания)

1. выражают чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т.д.) в связи с сообщением;

2. выражают оценку говорящим степени реальности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность и т.д.);

3. указывают на источник сообщаемого;

4. указывают на связь мыслей, последовательность изложения;

5. указывают на приёмы и способы оформления высказываемых мыслей;

6. представляют собой призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание к сообщаемому;

7. указывают оценку меры того, о чём говорится;

8. показывают степень обычности того, о чём говорится;

9. выражают экспрессивность высказывания.

Вот оно – разнообразие значений вводных слов (словосочетаний).

Добавим к каждой группе хотя бы несколько вводных слов (словосочетаний). Почему несколько? Потому что их гораздо больше:

Выражают чувства говорящего

К счастью, к несчастью, к радости, к досаде, к сожалению, к удивлению, к ужасу и т.д.: К счастью, погода улучшилась, и мы отправились на прогулку.

Выражают оценку говорящим степень реальности сообщаемого

Конечно, несомненно, без всякого сомнения (слова передают уверенность); возможно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы (слова передают предположение); очевидно, по-видимому, видимо, разумеется, безусловно, в самом деле, действительно, наверное, пожалуй (слова передают возможность, неуверенность) и т.д.: Щенок, видимо, из породистых.

Указывают на источник сообщаемого

Говорят, сообщают, передают, по словам, по сообщению, по мнению, по сведениям, по-моему, дескать, мол, помнится, слышно и т.д.: По словам капитана, до порта остаётся два дня пути.

Указывают на связь мыслей, последовательность изложения

Итак, следовательно, значит, во-первых, во-вторых и т.д., наконец, далее, прежде всего, наоборот, напротив, впрочем, между прочим, в общем, в частности, кстати, стало быть, кроме того, с одной стороны, с другой стороны, главное, например, таким образом и т.д.: Стало быть, вы отказываетесь участвовать в нашей работе?

Указывают на приёмы и способы оформления высказываемых мыслей

Словом, одним словом, короче, иначе говоря, короче говоря, как говорится, так сказать и т.д.: Все мы, как говорится, трудились в поте лица.

Представляют собой призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание к сообщаемому

Видишь ли, видите ли, пойми, поймите, вообразите, знаешь ли, знаете ли, пожалуйста, извините, простите, веришь ли, скажем, допустим, предположим: А вы, простите, кто такие?

Указывают оценку меры того, о чём говорится

Самое большее, самое меньшее, по крайней мере и т.д.: У него не всё получается хорошо, по крайней мере, он всё же старается.

Показывают степень обычности того, о чём говорится

Бывает, бывало, случается, по обычаю, по обыкновению и т.д.: Он, по обыкновению, после обеда уходил в сад.

Выражают экспрессивность высказывания

По справедливости по совести, смешно сказать, честно говоря и т.д.: Честно говоря, я устал после лекции.

А теперь о запятой при вводных словах (словосочетаниях).

Вводные слова выделяются запятыми: Итак, работа закончена.

Если в вводном словосочетании пропущено какое-нибудь слово, то вместо одной из запятых ставится тире: С одной стороны, важно было принять срочное решение, с другой – требовалась осторожность .

При встрече двух вводных слов запятая между ними ставится: Очевидно, однако, к поезду нам не успеть.

Ещё несколько правил.

1. Союз А (реже союз НО) не отделяется запятой от последующего вводного слова, если образует с ним одно целое: а значит, а следовательно, а во-вторых, но стало быть: Несчастье нисколько его не изменило, а напротив, он стал ещё крепче и энергичнее. Внимание! Чтобы проверить, действительно ли союз вместе с вводным словом образует одно целое, попробуйте вводное слово изъять или переставить в другое место в предложении. В приведённом примере изъять или переставить вводное слово нельзя, сохраняя при этом союз А. Значит, вводное слово и союз А образуют одно целое, запятая между ними не ставится. Рассмотрим такое предложение: Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой . Вводное слово напротив можно изъять, союз А остаётся, смысл предложения не меняется; значит, вводное слово выделяется запятыми.

2. Слово однако является вводным, если стоит в середине или в конце предложения: Дождь, однако, не прекращается. Упрямы же вы, однако . В начале предложения (части сложного предложения) или как средство связи однородных членов слово однако , как правило, имеет значение противительного союза НО и не является вводным: Запрос был послан, однако ответ ещё не получен (однако стоит в начале предложения, имеет значение противительного союза НО, поэтому не является вводным словом).

3. Не выступают в роли вводных слов и не выделяются запятыми слова ведь, вот, будто, как будто, словно, якобы, именно, как раз, едва ли, вряд ли, почти, приблизительно, примерно, просто, решительно, исключительно, как бы, даже, всё-таки, к тому же, притом, поэтому, тем не менее, вдруг, авось, небось, буквально, поистине. А некоторые слова (словосочетания) выступают только в качестве вводных: во-первых, во-вторых и т.д., конечно, собственно говоря, стало быть, впрочем, дескать, пожалуйста, итак, следовательно . Этими словами перечисление не заканчивает, что вызывает трудности в определении, является ли встреченное в тексте слово вводным. Вот такие они, вводные слова.

4. Ещё нужно учитывать, что одни и те же слова могут быть то вводными, то членами предложения: Кажется, начинается дождик. На снегу бабочки казались маленькими порхающими кусочками солнца . Правило-помощник . Чтобы не смешивать вводные слова, которые не являются членами предложения, с членами предложения, нужно все слова в предложении связать вопросами. Вводное слово не является членом предложения, к нему поставить вопрос невозможно: (что?) дождик , (что о нём сказано, что он делает?) начинается. К слову кажется вопрос поставить невозможно, оно не связано ни с одним членом предложения. Рассмотрим второе предложение: (кто?) бабочки , (что о них сказано, что делали?) казались. Казались является членом предложения, а не вводным словом. Ещё одно правило-помощник : если можно исключить слово (словосочетание) из состава предложения и при этом смысл предложения не нарушится, то перед вами вводное слово (словосочетание), оно выделяется запятыми.

Рассмотрим ещё несколько слов (словосочетаний), которые могут быть и членами предложения, и вводными.

Слово наконец . Оно может быть обстоятельством, может быть вводным словом. Есть такое правило-помощник : добавьте к слову наконец частицу то. Если это возможно, значит, перед вами обстоятельство, а не вводное слово: Наконец добрались до ночлега (Наконец-то добрались до ночлега).

Словосочетание в конце концов . Рассмотрим два предложения: В конце концов годовые планы работы были уточнены. Зачем ему, в конце концов, это делать? Правило-помощник : в конце концов можно заменить словом наконец-то без нарушения смысла предложения – перед вами обстоятельство, а не вводное слово: Наконец-то годовые планы работы были уточнены. В предложении Зачем ему, в конце концов, это делать? невозможно произвести такую замену, перед вами вводное словосочетание, которое можно изъять, смысл предложения при этом не нарушится: Зачем ему это делать?

Словосочетание во всяком случае . Оно может употребляться в значении «при любых обстоятельствах», например: Вы мне во всяком случае сообщите о результатах проведённого опыта (то есть при любых обстоятельствах сообщите). Если исключить словосочетание во всяком случае из этого предложения, то непонятно будет, когда сообщать о результатах проведённого опыта: или при неудавшемся опыте, или при положительных результатах. В данном случае это словосочетание является обстоятельством. Запятые не ставятся, так как сочетание не является вводным. Сравним с предложением Во всяком случае, уже сейчас нужно позаботиться о площадках для строительства гаражей . Здесь во всяком случае – вводное словосочетание. Его можно изъять без нарушения смысла предложения: Уже сейчас нужно позаботиться о площадках для строительства гаражей.

5. Вот и заключительное правило. Рассмотрим предложения: Во вторник, по-видимому во второй половине дня, к нам приедут представители завода. Во вторник, по-видимому, к нам приедут представители завода . В первом предложении есть уточняющее словосочетание во второй половине дня, которое по правилам пунктуации обособляется. Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного словосочетания, которое уточняет предыдущий текст, то запятая после него или перед ним (если вводное слово стоит в конце обособленного словосочетания) не ставится. Во втором предложении слово по-видимому является вводным.

НО: есть вводные слова точнее, вернее, скорее и т.д., которые не входят в состав обособленных словосочетаний, поэтому с обеих сторон выделяются запятыми: Оркестр, точнее, инструментальный ансамбль, играл слаженно . В предложении есть уточняющее словосочетание инструментальный ансамбль и вводное слово точнее . Оно не входит в состав обособленного словосочетания.

Желаю успехов!

6. О шестом случае постановки запятой: Запятая в предложениях с вводными предложениями.

Чем же отличаются вводные предложения от вводных слов? Да тем, что есть просто слово, а есть предложение, а в предложении есть подлежащее, сказуемое, другие члены предложения; предложение может содержать один из главных членов, т.е. может быть односоставным. А теперь с примерами. Можно сказать: Вы любите природу . Перед вами простое предложение, в нём есть и подлежащее – вы , и сказуемое – любите . Но в это предложение можно добавить вводное предложение, например: Вы, я вижу , любите природу. Я вижу – это предложение, в нём есть подлежащее и сказуемое. Это предложение – вводное предложение. Оно выполняет функции вводных слов, но является предложением.

Вводные предложения, как и вводные слова, синтаксически не связаны с основным предложением. Они выделяются запятыми:

Он меня, вы знаете , очень уважает.

Искупаться, я думаю , стоит.

На курорте, ты говоришь , они и познакомились?

Вводное предложение можно изъять, смысл предложения не изменится, изменится окраска предложения.

Вводные предложения могут присоединяться к основному предложению посредством союзов или союзных слов как, сколько, что , если и т.д., сближаясь в этом отношении с придаточными предложениями в составе сложноподчинённого предложения, например: Он чувствовал, что формально, если можно так выразиться , он был прав перед нею. Часть предложения если можно так выразиться можно изъять без нарушения смысла предложения, значит, перед вами вводное предложение, оно выделяется запятыми.

Вывод таков:

вводные предложения не являются членами предложения;

они вносят в основное предложение какую-либо окраску;

их можно изъять без нарушения смысла предложения;

могут присоединяться к основному предложению посредством союзов или союзных слов, но их можно изъять без нарушения смысла предложения;

на письме они выделяются запятыми.

Чтобы ваша речь была яркой, эмоциональной, используйте вводные слова и вводные предложения.

Желаю успехов!

7. Седьмой случай употребления запятой. Запятая в сложносочинённом предложении.

Напомню:

1. Сложное предложение – это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений. Пример: Рояль был весь открыт, и струны в нём дрожали. Это предложение состоит из двух простых предложений. В первом простом предложении подлежащее РОЯЛЬ, сказуемое БЫЛ ОТКРЫТ. Во втором предложении подлежащее СТРУНЫ, сказуемое ДРОЖАЛИ.

2. Сложносочинённое предложение – это такое предложение, в котором, во-первых, простые предложения могут быть равноправными по смыслу, во-вторых, простые предложения в составе сложносочинённого связываются или при помощи сочинительных союзов, или без союзов (бессоюзные сложносочинённые предложения). Части сложносочинённого предложения отделяются друг от друга запятой.

3. По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на три группы:

с соединительными союзами И, ДА (в значении И), НИ-НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ (Пели соловьи, и с полей доносился крик перепелов );

с разделительными союзами ИЛИ (ИЛЬ), ЛИБО, ТО-ТО, НЕ ТО-НЕ ТО (Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде );

с противительными союзами А, НО, ДА (в значении НО), ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ (Владимир и писал бы оды, да Ольга не читала их ).

Ещё есть пояснительный союз то есть (Время стояло самое благоприятное, то есть было темно, слегка морозно и совершенно тихо

Вот такие простые правила. Но стоит отдельно рассмотреть предложения с союзом И.

Разберём постановку запятой в сложносочинённых предложениях с союзом И.

ПРАВИЛО: запятая перед И ставится, если союз соединяет части сложносочинённого предложения: Лечение до сих пор было правильное, и я не вижу необходимости менять врача . Это сложносочинённое предложение, в нём два простых предложения: первое - Лечение до сих пор было правильное. Второе - я не вижу необходимости менять врача. Чтобы не ошибиться и правильно выделять части сложносочинённого предложения, подчёркивайте подлежащее и сказуемое, соединяйте их стрелкой. Всегда проверяйте, что соединяет союз И: простые предложения в составе сложносочинённого или же члены предложения в составе простого предложения. Примеры: Мы перебрались через овраг и вступили в слободу (предложение простое, союз И соединяет сказуемые ПЕРЕБРАЛИСЬ, ВСТУПИЛИ, которые относятся к подлежащему МЫ); Солдаты нас окружили, и мы отправились в крепость (предложение сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, соединённых союзом И).

ПРАВИЛО. Рассмотрим случаи, когда между двумя частями сложносочинённого предложения, соединёнными одиночным союзом И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (в значении И), запятая не ставится:

имеют общий второстепенный член (У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу) – в предложении есть общее дополнение У ИВАНА ИВАНОВИЧА;

имеют общее вводное слово (словосочетание), вводное предложение (Как мы уже сообщали, выборы состоялись и идёт подсчёт голосов) – предложения ВЫБОРЫ СОСТОЯЛИСЬ и ИДЁТ ПОДСЧЁТ ГОЛОСОВ имеют общее вводное предложение КАК МЫ УЖЕ СООБЩАЛИ;

имеют общее придаточное предложение (Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату) – предложения УЖЕ СОВСЕМ РАССВЕЛО и НАРОД СТАЛ ПОДНИМАТЬСЯ имеют общее придаточное предложение КОГДА Я ВЕРНУЛСЯ В СВОЮ КОМНАТУ (когда я вернулся (что произошло?), уже рассвело и (что произошло?) народ стал подниматься);

если обе части выражены вопросительными, восклицательными или побудительными предложения (Кто этот человек и почему он здесь? Какой тёплый вечер и какой чистый воздух! Убрать в комнате и накрыть на стол!);

если одна из частей сложносочинённого вопросительного предложения является неполным предложением (Как работала бригада в первом квартале и как – во втором?) – первая часть – полное предложение, вторая часть – неполное – нет подлежащего, сказуемого, а обстоятельство времени дано в сокращенном виде (пропущено слово квартале );

если обе части выражены назывными предложениями (Побег из плена и возвращение домой ). Но в двойных названиях произведений, кинофильмов и т.п., соединённых союзом ИЛИ, запятая ставится, при этом вторая часть пишется с прописной буквы («Золотой ключик, или Приключения Буратино»; «Майская ночь, или Утопленница» ).

Желаю успехов!