Центробанк намерен защитить потребителей страховых услуг от ненужных покупок. Для этого мегарегулятор ужесточил требования к продажам полисов добровольного страхования жизни (НСЖ и ИСЖ), а также хочет обязать страховщиков говорить с клиентами на простом и понятном массовому покупателю языке.
Предполагается, что страховые компании должны предоставлять отдельный документ с данными о продукте. В нем клиент сможет прочитать понятную информацию о полисе и компании, изложенную в 11 пунктах таблицы. После прочтения у страхователя не должно остаться вопросов, связанных с компанией, условиями действия полиса, территорией страхования. Клиент также должен прояснить для себя порядок досрочного прекращения договора и возврата уплаченной премии. Помимо этого, в документе должно быть приведено не менее 5 примеров страховых случаев и столько же примеров отказов в выплате.
ЦБ делает акцент на том, что вся информация о продукте, включая термины, должна быть понятна клиенту и написана крупным, хорошо читаемым шрифтом. Все данные должны уместиться на двух страницах формата А4. Клиенту необходимо будет расписаться на каждой странице документа, а при онлайн-покупке — использовать электронную подпись. При отсутствии таких подписей договор признается недействительным, а уплаченная премия возвращается клиенту.
В октябре 2021 года новые требования начнут действовать для полисов личного страхования (ДМС, программ страхования от несчастных случаев и т. д.). С апреля 2022 года — для всех видов добровольного страхования, таких как каско, страхование недвижимости и проч.
Страховщики отмечают, что выполнить требования ЦБ будет непросто. Объяснить суть страхового договора кратко и без терминов — задача почти не выполнимая. И без повышения финансовой грамотности населения здесь не обойтись. При этом страховые компании не меньше Центробанка заинтересованы в том, чтобы говорить с потребителем на понятном языке. Например, «Ингосстрах» модернизировал свой сайт и мобильное приложение таким образом, чтобы выдавать клиенту информацию о продукте в диалоговом режиме, по мере оформления полиса. Таким образом потребитель получает данные порционно и может понять значение страховых терминов применительно к конкретной программе. Убедиться в этом можно самостоятельно, оформив онлайн-полис на сайте или в приложении IngoMobile .