Найти тему

А был ли Рюрик

К сожалению ни наши далекие предки ни кто либо из их современников не удосужились оставить точных сведений кем был Рюрик, кто такие русы и откуда они пришли на землю которой дали свое имя. Тогда эти вопросы мало кого интересовали. В результате уже в течении нескольких веков не затихает спор об истоках Руси, кто такие варяги звавшиеся русью и их князь. Существует множество теорий от более менее здравых до самых абсурдных. Однако ни одна из них не подтверждается четкими и однозначными доказательствами, в лучшем случае доводы, аналитические выводы и уверенность в своей правоте, а часто еще и манипуляции и откровенное вранье. А потому нет ничего удивительного что однажды возник вопрос: «А было ли оно вообще, это призвание варягов? Не является ли Рюрик придумкой летописцев 12-13 веков?» Увы я тоже не могу с уверенностью сказать кто такие русы и существовал ли князь давший имя первой русской династии, но мнение своё на сей счет имею, им и хочу поделиться в данной статье.

Наиболее обосновано и ясно призвание варягов из-за моря опровергает русский историк конца девятнадцатого, начала двадцатого века Д. И. Иловайский. Его теория о том что русь это никакое не призванное из-за моря племя, а славяне жившие в районе Днепра задолго до 862г. и известные нам под именем полян получила поддержку и была развита иной раз до весьма причудливых идей.

В отличии от большинства видных антинорманистов Дмитрий Иванович утверждал что русы вообще ни откуда не призывались.
В отличии от большинства видных антинорманистов Дмитрий Иванович утверждал что русы вообще ни откуда не призывались.

Правда основные доводы по этому вопросу направлены на опровержение норманнской теории, которая долгое время господствовала в науке, да и сейчас преобладает. Основные доводы тех, кто считает руссов туземцами сводятся к следующему:

- Невероятность призвания. Нет в истории ни одного примера, чтобы какой-нибудь народ, тем более группа народов добровольно призвал какой то другой народ для господства над собой.

- История призвания Рюрика носит легендарный характер и имеет много аналогий как у славян (например три брата основавших Киев), так и у других народов.

- Для того чтобы так быстро распространить свою власть на такую большую территорию какой стала Русь всего через несколько десятков лет после предполагаемого призвания, количество руссов Рюрика, должно исчисляться десятками тысяч. Однако исход такого большого числа людей должен был быть замечен их соседями, а если пришла все таки небольшая часть то где же следы тех кто остался?

- Византийские и арабские источники считаю руссов коренным населением Поднепровья. Средневековые писатели Европы так же не упоминают их как пришлый народ. Византийцы разделяют русь и варягов. Первых часто называют сарматами, скифами и тавроскифами.

Казалось бы, все ясно и логично, но увы, на каждый из аргументов найдется свой контраргумент, а то и два. Главная ошибка, которую совершают и сторонники призвания варягов, как реального события, так и противники, в том что Новгородская земля не призывала Рюрика властвовать. Его пригласили занять место в системе которую славяне (словене , кривичи) и финны(весь, чудь) выстроили сами. Князь был компромиссной фигурой, обладающей достаточным авторитетом и силой, чтобы устроить всех. И правил он не по своей воле, а согласно местным законам и обычаям, установленным совсем не им. В противном бы случае ему и в самом деле понадобились бы тысячи воинов, чтобы худо-бедно укрепиться хотя бы в Новгороде. Поэтому речь вовсе не идет о добровольном признании господства. А случаи когда власть над народом добровольно передавалась другому народу в истории кстати имелись. Например правители некоторых государств Востока добровольно передавали свои царства Риму. Но это не наш случай.

Легендарные основатели Киева. То ли были то ли не были, но памятник им стоит
Легендарные основатели Киева. То ли были то ли не были, но памятник им стоит

Что касается легендарности рассказа о призвании то оно безусловно присутствует как и аналогии. Действительно, многие народы, как в те времена, так и в более ранние, вели свое происхождение от трех братье. Но с другой стороны есть сказания, где братьев двое или пятеро, где они вообще не фигурируют. Не всякая история похожая на какую-нибудь легенду является таковой, а если и является, то не обязательно она полностью выдумана или вообще заимствована. Многие сказания и былины имеют реальную основу. В те времена вообще была такая манера повествования. И потому на легенды похожи описания даже тех событий в историчности которых сомневаться не приходится.

Легендарные прародители славян, то же трое и то же братья
Легендарные прародители славян, то же трое и то же братья

Каким образом руссам удалось так быстро распространить свою власть на такую большую территорию за столь короткий срок? Вообще то в истории имеется много примеров когда небольшое по численности войско быстро завоевывают огромную державу, а то и не одну. Взять хотя бы Александра Македонского. А ведь ему противостояли не разрозненные племена, а мощная, высокоразвитая держава, с большими ресурсами. Если же мы вспомним летописи то там говорится что в войске Олега с которым он двинулся в поход были не только русы.

В распоряжении Олега были все ресурсы Новгородской земли, а она уже тогда превосходила размерами и богатством остальные славянские земли. Опять же подчинить и завоевать это не всегда одно и тоже. Согласно той же самой летописи (а других источников собственно и нет) большинство городов (Смоленск, Любеч, Чернигов) подчинились добровольно (или почти добровольно), даже при захвате Киева, убиты были только правители и возможно их ближние люди. И дело тут не в природной покорности восточных славянских народов. Дело в банальной выгоде. Я согласен с теми историками кто называет Русь времен первых князей федерацией. Можно даже сказать о конфедерации. Все народы признавшие власть киевского князя, продолжали управляться собственными князьями, жить по тем же законам, молиться тем же богам. Великий князь брал дань, вершил в некоторых случаях суд, определял внешнюю политику. С другой стороны он давал защиту от внешних врагов, решал многие проблемы в отношениях с соседями, участвуя в общих походах каждый народ имел часть добычи. Когда Олег ходил в поход на Константинополь, он брал откуп не только на свое войско но и на все русские города. Поэтому киевский князь не нуждался в тысячах руссов чтобы держать в повиновении другие народы своей державы, подобное существование было выгодно для всех сторон.

Основываясь на выше сказанном можно объяснить почему о призвании варягов в Новгород молчат европейские и византийские хронисты. Они его просто не заметили. Напомню девятый век это Ранние Средневековье, тогда в Европе имели слабое представление не только о том что творилось в других странах, но и в соседних городах. Поход руссов на восток было слишком незначительным событием, чтобы на него обратили внимание. О руссах в Европе узнали лишь когда возникло большое, сильное, богатое государство Русь. Что касается византийцев и арабов, то их первые контакты с руссами были поверхностные и короткие. Хронисты тех времен часто делали свои записи основываясь на разговорах с теми кто разговаривал с людьми бывавшими на Руси или общавшимися с тамошними жителями. И относиться к их трудам надо крайне осторожно. Что касается того что византийцы разделяли руссов и варягов то тут все просто. Первые варяги появились в Константинополе в конце десятого века, это были наемники князя Владимира Святославича. Захватив Киев, тогда еще совсем не святой князь отравил ненужных ему воинов в Константинополь, император которого всегда нуждался в профессиональных бойцах. Русами для византийцев тогда были уже все жители Руси, хотя между собой они продолжали называть себя либо по племенной принадлежности (поляне, вятичи, северяне и т. д.) либо по месту жительства (новгородцы, киевляне, полочане…). Потому не удивительно что византийцы отличали варягов из Северной Европы и руссов, большая часть из которых собственно руссами не были.

Изображение варяжских гвардейцев византийских императоров в летописи
Изображение варяжских гвардейцев византийских императоров в летописи

Из всего этого следует что идея будто бы никакого призвания не было и Рюрик с его варягами всего лишь фантазия летописца, не имеет твердых, неоспоримых доказательств и опирается в основном на рассуждения и логические выводы, как впрочем и все остальные теории. И однозначный вывод пока можно сделать только один: мы не знаем кем были первые русы и их князь Рюрик, откуда они пришли и были ли вообще. И может так случиться что не узнаем никогда. Что ж так бывает.

Впрочем в данной статье, как и всегда, автор высказывает собственное мнение, основанное на своих знаниях. Вы в праве не согласиться и высказать свое. Всегда открыт для обоснованной критики и здравых комментариев. Высказывайтесь, не стесняйтесь. Только пожалуйста в приличных выражениях.

Памятник Рюрику и Олегу
Памятник Рюрику и Олегу

Все фотографии и изображения взяты из открытых источников.